Цикл Некроскоп. (Necroscope) Брайан Ламли. 1982-1991.

Некроскоп — человек говорящий с мертвыми.

Необычный цикл книг от Брайана Ламли. Некроскоп работает тоньше, чем собственно, некромант, который в книге тоже есть. Далее выползают не менее эпичные Вамфири, сами по себе уже ставшие легендой. А далее отрывается другой мир, время и пространство.
Некроскоп.
Начало всей легенды. Начинается очень неторопливо, нагнетая мистики и по стилю похоже на мистические рассказы Лавкрафта, о наследии, о судьбе одного странного человека. А их тут таких два.
Все же первая часть очень растянута, как-никак нужно описать становление главного героя. Поэтому идет столько казалось бы ненужной информации. Местами напомнило Степана Королева, простите Стивена Кинга – взросление необычного мальчика со сверхспособностями.
Но параллельно с этим идет повествование и антагониста Гарри Кифа, румына Бориса Драгошани, верного последователя другой ветки — собственно, некромантии. Им заинтересовался секретный отдел Советского Союза.
В раннем юном Гарри Киф напоминает Гарри Поттера (мало что зовут его тоже Гарри, однако Некроскоп был написан раньше) — худосочный пытливый молодой человек в очках, разве что светловолос. Так же с тяжелой, таинственной и нелегкой судьбой. Но талант его со временем позволил с помощью мертвых познать и другие реалии. Со временем становится Гарри невольным знатоком истории, в частности и истории Вамфири, парапсихологом, путешественником в пространстве, а потом и во времени. Его друзья, коллеги по отделу — все они удачно выписаны и запоминаются. Не отстают и враги. Они, как минимум, не уступают Гарри в силе духа, а порой по коварству, изощренности и хитрости, часто представляют для него и других угрозу. Это как люди, так и сами Вампири.
Чувствуется, что книгу писали в духе Холодной войны — противостояние СССР и Англии бросается в глаза. Параллельно идет борьба экстрасенсорных отделов этих стран и отсюда же вытекает вражда Гарри Кифа, стремящегося к справедливости, и беспринципного некроманта Драношани. Обеих призвали работать на спецслужбы. Но даже Драгошани меркнет перед затаившимся злом, от которого и получил силу и знания. Мы многое узнаем о процессе некромантии, о самоназвании вампиров — Вамфири, кое-что о Румынии. Попутно Гарри Киф ищет ответы в своем прошлом и совершает возмездие. В конце книги герой погибает… Конец книги? Как бы не так. Гарри Кифу предначертано еще очень долго говорить с мертвыми.
Еще в романе есть пара довольно откровенных эротических сцен, они добавляют роману яркости, но все же несколько коробят. Они иногда повторяются по всему циклу, но до извращенной фантазии Филипа Фармера им далеко. Скажем так, они дают остроту повествованию и дополняют ряд жанра: секс-насилие-ужасы-боевик-детектив-мистика.
Можно покритиковать автора в те моменты, когда он описывал далекие ему места — Россию и Румынию. Особенно сильно это бьет при прочтении в самом начале книги. Клюква развеститей некуда — секретная организация, тайная база, на территории которой стоит и вертолет (какой, МИ-5 что ли? Более легких у нас попросту не было в то время) и как оказывается, “Скорая помощь: (гражданская, с санитарами!). А курирует эту базу сотрудник КГБ, сидящий в лесу! И это при том, что новый отдел еще таинственнее КГБ и к тому же соперничает с ним по важности для страны. Далее идут такие перлы (автора или переводчика? тогда автор еще профанистее) как автомат Калашникова, буквально разрывающий человека на куски, к которому на ствол (!) прикрутили оптический прицел. К счастью, потом автор описывает Английский отдел и лишь кратко возвращается к другим реалиям, так что клюквы поубавилось. Разве что автор мудрит с фамилиями, если имена нормальные (Андрей, Григорий) — то уж фамилии у этих «русских» чужды нашему слуху — Граховский, Дианович. Разве что фамилия агента Шукшина не удивляет, да генерал Григорий Боровиц тоже вроде бы естественен. Тем же румынам повезло больше — Ференци, Ференцги, Бодеску.
Помните, в Jagged Alliance 2 был такой персонаж как Игмус Палков? А на самом деле его звали Игорь Палкин. Вот и в книгах Ламли творится нечто похожее — исковерканные, искусственно созданные имена.
Простим автору эти огрехи — он писал издалека, предвзято, по крупицам, из-за Железного занавеса трудно тогда было увидеть, что у нас творилось. Скажем так, когда Драгошани впервые появляется на страницах книги — читайте эту главу как цинично-клюквенно-юмористическую (Драгошани — некромант Кремля). Так уж получилось, и я уверен, что и румыны найдут к чему придраться в описании родной страны. И далее сохраняется этот аляповатый стиль повествования — злые, но немного прямолинейные русские, составляющие, тем не менее, достойную конкуренцию английским коллегам. Те поначалу тоже получились излишне правильные, но со временем так же портятся, переходят грань и уничтожают своих же агентов, в подозрении что они навредят своей стране. Попал как-то на руководящую должность нового главы отдела плохой человек — жалкая, ничтожная личность. Но основным пугалом все же остаются коварные русские, хотя потом и они отходят на второй план, уступая сверхковарным Вамфири.
И концовка в чем-то закономерная и поучительно – сильная: каждому по заслугам, добро и зло разбиваются друг о друга, для кое-кого круг замкнулся, карма и ироничная судьба сказали свое слово.
Вызывает сочувствие как Гарри Киф (изрядно положительный и человечный), так и его антагонист – честолюбивый и жестокий Драгошани ( недозлодей, которому еще далеко до настоящего древнего Вамфири), которого тоже можно понять. В ходе книги погибает несколько персонажей, и практически всем им сочувствуешь.

Англия некогда была первой по части мистики и оккультизма: ведьмы, колдуны, чародеи, Мерлин, колдуны и драконы – и прочее. Далее эстафету перехватили ненадолго германцы. Что поделаешь, такого сочного противника как колдуны из Анненербе уже нет, пришлось выдумывать страшно секретный паранормальный отдел могущественных русских. А кого еще ставить в конкуренты после немцев, французов?
Некроскоп 2: Вамфири.
Вторая часть, собственно, мне лично как-то меньше понравилась. Частый случай, локальный конфликт, зато мы лучше знакомимся с членами английского экстрасенсорного отдела. По сути, Юлиан Бодеску повторяет судьбу Драгошани — семя вампира, подросток с задатками некроманта, маньяк. Далее идет противостояние, в результате которого Киф случайно получает тело, но теряет сына. В конце концов, угроза устранена. Промежуточная книга, если честно, но начало очень интригует. Показано собственно, как Тибор стал Вамфири и получил в собственность замок, а так же немного упоминается о его дальнейших «подвигах».
У русского Отдела Экстрасенсорики появляется новый глава — молодой, досрочно повышенный в связи с гибелью старого главы, член того же отдела – Феликс Кракович. Помните странную манеру автора давать русским странные фамилии? Так вот, во второй книге та же манера сохраняется. Кракович, кстати, активно ведет свою линию, часто мешая генеральной линии партии (в прямом смысле), за что злые КГБ-шники ему подкладывают свинью, но под конец Кракович и его товарищи всё же мстят. Уже лучше — автор показал, что во благо даже не страны, всего человечества, есть люди — в том числе и среди врагов-русских, делающие все, чтобы не распространилась угроза Вамфири.

Немного разбавляет повествование – в самом начале: история о временах, когда Старый Дьявол Ференци еще не был вампиром – и как это произошло. В целом оставляет ряд вопросов и ляпов (не мог унгар-венгр тех времен знать об понятии “расставим все точки над i”, даже если учесть что его могли этому научить греки, все равно ляп). Вообще сильно напоминает классического “Дракулу” Стокера – поход в горы, в мрачный замок, сверхъестественный хозяин, женщины-вампирши, волки и слуги на службе у него. Но это скорее дань традиции.
Некроскоп 3: Источник.
А вот третья книга очень сильна. Начинается как шпионский боевик, продолжается как научная фантастика, заканчивается как ужасы, триллер; ну и никуда не делся приключенческий боевик. Дело в том, что русские в результате неудачного эксперимента в Печорске отрывают врата в мир Вамфири. Американцы присылают своего шпиона — и таким образом книга повествует о новых героях — американском агенте Джазе и русской женщине-экстрасенсе Зек Фёнер (результат смешения греческой и немецкой крови — полное ее имя Зекинта).
Гарри Киф со временем присоединяется к исследованию загадки, в надежде найти местопребывание жены и сына. И не разочаровывается. Очень хорошо и подробно описаны быт по ту сторону Врат — мир таинственных Вамфири уникален и изобилует запоминающимися деталями. Выясняется о расе троглодитов, о странствующих цыганах (Зганах), о Светлой стороне (ибо Вамфири живут на Темной, чтобы закономерно не спалиться на солнце). Идет подробное описание быта Лордов Вамфири — их ужасные и величественные замки, их обитатели, слуги, боевые звери и прочие детали. Все это хорошо продумано. Куда там Дракуле – Лорды вампиров в этом мире признанные мастера некромантии и билдинга из костей и плоти своих творений. Слуги, боевые летучие звери, замки из кости, водопровод в виде огромных вен… Вот тут автор развернул фантазию, попутно раскрыв больше о взаимодествии между сородичами и психологии Вамфири. Как и следует многолетним одиночкам, Вамфири эгоистичны, коварны и подозрительный, страстны во всем – от похоти до жажды власти.
Особенно сильно получился неожиданный женский персонаж – Леди Карен. Волей случая ставшая Вамфири и унаследовавшая замок от предка-породителя молодая женщина поневоле стала интриганкой – влияния и могущества у неё явно меньше чем у более зрелых сородичей, поэтому она рассматривает возможность договора даже с местными зганами. Она первой воспользовалась выходцем из Адских Врат – телепатокой Зек, которую назвала воровкой мыслей. Аа далее прилипла к перспективному новорибывшему в этот мир Гари Кифу. Очень сочный персонаж – и как женщина, и как Вамфири, хоть один союзник-Вамфири для Кифа.
По моему мнению, это самая удачная, самая динамичная и сбалансированная книга серии, так сказать, середина, крепкая и сильная. Ближе к концу книги идет довольно масштабная битва, но финал горек и переопределен. Снова забавные русские имена и реалии, например несуществующей пушки Катушева. Вообще, со времен противостояния в Холодной войне главных врагов неизменно делают карикатурных «злых рюсских.» Кого-то это возмутит, кого-то позабавит — уж больно нелепо получается, неестественно и шаблонно. Впрочем, есть среди русских, да и просто собратьев-славян (венгров, румынов) в книгах Ламли и достойные люди — как военные, так и простые люди.
Эпизод с ловлей местной службы безопасности кровопийц, устроивших на базе Печорского проекта настоящий террор – довольно криповый и атмосферный.
Некроскоп 4: Голос мертвых.
Четвертая книга почти повторяет вторую. Оказывается, один из древних могущественных вампиров нашел способ воскреснуть и начинает мутить дела, прибегая к уникальной, даже для Вамфири, технологии – воскрешать из праха людей (привет, Джозеф Карвен Говарда Лавкрафта!).
Джаз и Зак Фёнер, а так же Гарри Киф и отдел экстрасенсорики пытаются его остановить. Снова все как обычно — довольно любопытное описание жизни Вамфири, всегда поучительное и интересное, и шпионский боевик далее. В основном, дело происходит в Греции. Неплохая книжка, но не шедевр. По-моему тоже проходная книга, уж больно стиль в ней застоявшийся. Все это мы уже видели, да и явное заимствование чуть снижает планку оригинальности. В конце книги главный герой все таки получает кованый удар от всё еще хитроумного, казалось бы, давно затихшего и дважды погребенного покойника Ференци, что впоследствии выливается в очередные проблемы Гарри Кифа.
Некроскоп 5: Тварь внутри тебя.
Скучнейший быт Гарри Кифа, медленно перерождается в нечто зловещее, мертвые негодуют, не разговаривают с ним, да и с миром людей Гарри теряет связь. Последнее его дело — поимка маньяка (не осознающего себя как некроманта), убивающего жертв. Параллельно идет увлекательное описание похода к ледникам Лорда Шайтиса. Проиграв битву Шайтис и остальные подались в Ледники. Именно там он находит своего дальнего предка — эквивалент Графа Дракулы (и даже древнее, ибо по версии Ламли, вампиры как раз попадали к нам через портал, оседая в районе Венгрии, Румынии и Польши) великого Шайтана, величайшего из Вамфири, ныне почти мифического и позабытого.
Киф наконец попадает обратно в мир Вамфири, где его встречает старый знакомый, который вроде бы погиб в третьей книге, но как оказалось, выживает (хватит с меня спойлеров). Автор такой автор, захотел воскресить полюбившегося героя, ну захотелось ему так. Состряпал маломальскую историю и вот — встречайте, персонаж живее всех живых. Хотя да, такого роскошного персонажа стоило воскресить, дыбы Кифу скучно не было.
Итак, вялые приключения в нашем мире раскрашиваются бурными интригами мира Вамфири. А тем временем Шайтис и Шайтан готовят наступление и возмездие. Идет развязка, книга заканчивается. Но не цикл. В конце символическое распятие, третья сторона ставит точку в затянувшемся конфликте, но, по сути, своеобразно «спасает» Гарри, заодно сметая и праведных, и злых. Символично вернулся к истокам Шайтан, начав свое восхождение. Его Цикл замкнулся.
Увы, последняя книга серии «Прикосновение» («Toch») у нас не переведена. Мне бы и самому очень хотелось узнать, чем же все закончилось, хотя пятая книга кончается так, что можно и там поставить точку. А автор написал еще ряд книг, так сказать, на волне успеха. Но увы, Брайана Ламли у нас как-то мало переводят на русский. Его книги были популярны в 90-е, а после как отрезало — не переводят. Еще у него есть неплохой «Психомех» — переведена на русский первая книга, но не две последующие. Печально.
Крайне интересная серия, неоднозначная по разным книгам, но сильная в смешении жанров и своем разнообразии. Всяческий рекомендую, учтите только, что порой сюжет иногда ошарашивает натурализмом некромантии, боя и редкими сценами порой нетривиального секса. Рука об руку также идут шпионские приключения а ля Холодная война и леденящие ужасы, мистика и немного истории. Зачастую есть пусть местами и наигранная драма, но Гарри получился очеь человечным почти святым, с одной стороны приобретающим все большее могущество, а с другой все еще цепляющийся за земное, и все еще ранимый. Все таки Вамфири — это ужас во плоти и бич не только нашего мира, но и мира откуда они появились (Источник). Читается довольно быстро, многое очень интересно.
Немного портят картину повествования разве что слегка второстепенные члены Отдела Экстрасенсорики, да русские, вернее советские антагонисты: с на редкость забавными для нас фамилиями. Автор чувствуется, ездил в Румынию, очень хорошо изучил вопрос, но вот с Советским союзом как в Бондиане — масса ляпов и штампов. Хотя та же Греция тоже выписана со знанием дела.
Крайне удачная находка — схема пространства и времени по Мёбиусу, подсказавшему Гарри сущность материального мира. Отсюда же уникальное виденье настоящего, прошлого и будущего, как людей, так и других существ. Само пространство Мёбиуса представлено бесчисленными дверями по всему коридору из пустоты, которые ведут в разное время. А жизнь и смерть представлены буквально «Линиями жизни» (голубые у людей, зеленые у трогов (троглодитов), красные — у Вамфири), начинающихся со вспышки рождения и убегающие за горизонт, в будущее. Ну и собственно, обрыв потока — смерть. Впрочем, порой случаются ответвления, когда индивидуум возвращается в прошлое или попадает в другой мир. К тому же Гарри со временем может телепортить с места на место, разве что эффект Врат не позволяет ему перенестись в другой мир, ибо идут искажения пространства. Крайне наглядная схема и удачная идея из разряда метафизики. Мало нам вопроса о жизни и смерти, бытия послесмертия, так еще и время-пространство. Это сильно обогащает книгу, без этих особенностей получившуюся бы стандартным ужастико-бондианой.
Необычный взгляд на вампиров — попытка объяснить их природу с точки зрения природного происхождения — истинный вампир — паразит (а вернее своеобразный автозит), полезный симбионт для владельца-человека, однако делающий слияние с собой вечным, и дающий ряд, как преимуществ, так и недостатков. По сути, получив семя вампиризма, человек срастается через спинной мозг с вампиром, который со временем превращается в живущую внутри наподобие глиста пиявку, которая дает силу, долголетие и жажду как крови, так и насилия и власти хозяину-человеку.
И еще куча мелких теорий пространства-времени, математики и истерических теорий. Плюс налет шпиономании и борьбы спецслужб. Необычно, давно такого не было — и бондиана, и ужасы, и драма, и научные теории наряду с легендами истории. Гремучий коктейль, необычно.
По первому Некроскопу была издана аудиокнига, чтец — Егор Железный. Очень, очень неплохо, фоновая музыка дополняет картину, начитка обстоятельная. Особенно сильно удалась концовка — музыка и речь просто бесподобны. Пара огрехов — обрезана концовка одной из глав (несущественно, пара предложений -возможно только в попавшейся мне версии), и еще чтец нет-нет да путается при чтении, называя Драгошани Драгонаши. В остальном — крайне достойно, жаль, что сейчас чел занят обустройством своей жизни и пока начитывать остальные книги не собирается. Аудиконигу можно найти на РуТрекере, благо для него специально она и делалась — нашлись же люди, порадовали.

Перечитав эти книги через двадцать лет, вдруг понял, что автор, по сути, сам того вероятно не ведая, изобразил Гарри Кифа “истинным англичанином”. Поясню. Гарри Киф кажется благородным и честным, но он также обладает рядом таких качеств которые бы подошли лондонскому аристократу-джентельмену: он очень упрям, эгоистичен, эгоцентричен, перфекционист отчасти, часто пытается добиться поставленной цели несмотря на потери и предупреждения. Вот именно эти качества в своё время нередко заставляли его нести потери – ему сказали, что такой-то такой-то погибнет, но он все равно сделал по своему. Мстил за мать, мог бы простить врага, но нет, месть важнее – это самый явный пример. На первый взгляд, он помогал мёртвым, беседуя с ними, но на самом деле целой чередой своих действий породил новых “друзей” среди мёртвых. Многие из тех кого он знал и вёл за собой погибли (Дарси, например). Задумаемся над этим. Он нёс свою правду, иногда пусть и невольно, но побеждал врагов, но часто он вмешивался в дела, которых он вполне мог бы избежать. В конце концов приобретя достаточно мощи он совсем потерял голову, перестал быть осмотрительным и осторожным, и в итоге его превращение под конец серии в того, с кем сражался, что вполне закономерно. Его выбранный путь привел его туда, где он оказался. Киф не мог не испортиться, манипулируя как своими силами, так и пытаясь совладать с тайнами Вамфири. То есть, при всей его “положительности”, у него есть качества, которые его не украшали. Он лицемерее того же Драгошани, которому тоже сочувствуешь. Гарри борется за добро, но постоянно меняет баланс сил: а с окончанием одного его дела, появляются новые проблемы и его стараются достать всё новые и новые его “должники”.
Думаю вы поняли, если подумать, то Гарри Киф предстаёт как истинный англичанин – противоречивый и спорный в делах и поступках. На самом деле многое, очень многое показано нам сразу под конец первой книги – из необходимости он стал убивать советских солдат на базе, стремясь добраться до Драгошани, а когда добрался, то был хоть и временно но убит. Уже тогда судьба подсказала ему, что он что-то делает не так. Но он не внял, и хотя нагородил много хороших дел, конце концов, нарвался на собственное второе “перерождение” – а там, не будь развязки, вырос бы в матёрого Вамфири – и со временем бы стал не лучше Ференци. Вот такой вот вывод, и поэтому книги серии заканчиваются потерями и довольно горьким привкусом. Лучше бы он посвятил половину своего времени мирным беседам и помощи бесчисленным мёртвым, чем на его войны с живыми и спецслужбами.

В целом, наряду с тем? что я в молодости, в 90-ые открыл Стивена Кинга, наряду с ним я нашел и Брайана Ламли, о чем не пожалел. Книг меньше чем у Мастеру Ужасов, но они очень самобытны и необычны. Цикл о Некроскопе интересен и вбирает в себя как реалии нашего мира, так и трактовку многих легенд про вампиров. Автор выложил свою версию, довольно занятную, интересную и необычную.

Добавить комментарий