Фоллаут Тактикс: Братство Стали. (Fallout Tactics: Brotherhood of Steel) 2001.

Война, война не меняется…. — Стандартный уже эпиграф мира Fallout.

Что тут можно сказать про игру? Ересь, на костер! Рассмотрим подробнее; по сути разработчики если и проявили своеволие, но вполне обоснованное. Перечеркнута канва сюжета, ввели машины, орудие из нашей вселенной (калаши, узи, “скорпион”) — это одновременно и минус и плюс. Лишь во второй половине игры появляется оружие, которое характерно собственно для Фаллаута: плазма и энергооружие, но прости, Господи — гатлинг гниниган-тесла!? ОМГ! С другой стороны, все привычно – калаши и беретты сразу вызывают узнавание и доверие, не говоря уже о узнаваемых звуках стрельбы, которые тут замечательные. Игравшие в Jagged Alliace 2, например, быстро освоятся. Скажем так, что для фанатов ересь, то неискушенным игрокам благо. Назовём это апокрифом: может было, может нет – или случилось в параллельный вселенной. Можно сказать, свежий взгляд на вещи. Конечно намутили немного, убавили там, прибавили тут, но зато дали широким слоям населения приобщится в Фоллауту, пусть и ценой логики. Сейчас Фоллаут не квест-РПГ, а стратегия а ля Jagged Alliace. Получилось поверхностно, но по сути очень оригинально — чистый экшен, тактика битв, да и случайные встречи никуда не делись. Строго говоря, почти все на местах: главный герой, карта, города, разве что теперь не сопартийцы, а братья по оружию. Но дух Фолла сохранили — это и узнаваемые перки с веселым Ваулт-боем, и всяческая живность: гули, супер-мутанты, рад-скорпионы. Кстати о них.
Изменения изменениями, но когда в элитные ряды Братств Стали стали вливаются почти все представители пустоши… это явно попахивает ересью. Сначала начали с дикарей из деревень — дали аборигенам винтовки, кое-как обучили – и в бой! Дикари вошли во вкус, освободили пару городов, помогли жителям, а те и рады — направляют своих рекрутов. Так в отряд могут попасть гули — на лицо ужасные, добрые внутри. Потом приходят те, кого меньше всего ждешь — Когти смерти! Не то чтобы бы у них интеллект низкий, но все же, в предыдущих Фоллаутах они были чем-то вроде диких зверей, а тут почти равны людям. А потом и супермутанты, после того как мы хорошенько прорядили их ряды, прониклись и тоже присоединились к общей куче. Бред? Бред, но зато дали поиграть за них. И если супермутанты и гули еще более-менее, то уж Когти смерти… Уж очень они беспомощны как стрелки — вся сила в размерах, здоровье и сильных лапах, ни тебе из винтовки пальнуть, только разве что камнем кинуть.

Как говорил повстанец Димитрий Газзо из того же Jagged Alliace 2: Патронов нэт, хочешь, камень кину?! (+_+).

Гули тоже слабы, разве что винтовку и автомат поднимут, но не пулемет. Зато прибавилась еще одна фишка — пилотом, то есть водителем транспорта, можно делать любого. Закрываю глаза и вижу: Фоллаут почти в стиле Фэнтези: По базе очумело бегает Матриарх Когттей смерти, в отряде пара мертвяков-гулей-снайперов, зеленые “огры” — это супермутанты с пулеметами. Собирается в рейд команда, выезжает броневик за ворота, а баранку крутит Коготь смерти, похожий на дьявола, как еще в кабину помещается! Мда, получилось странно.
Но несмотря на дикие противоречия, играть интересно. Сторонний человек вообще почти ничего не заметит. Полностью отказываться от пошаговости не стали, есть промежуточный и полный режим, однако большую часть игры все же проходим в риал-тайме. Хорошо, что предусмотрели автоведение огня, а то по миссиям иногда надо контролировать по два потока врагов.
Так же странно подошли к отображаемым рожицам — даже в более раннем Jagged Alliace люди хоть как-то говорили, шевелили губами, моргали. Тут нет — зеленый экран дисплея кажет фотокарточку бойцов. И не говорят они, а в лучших традициях прародителя, на экране видны реплики. Почти комикс, только изображений звуков типа «тра-та-та» и «бум!» нет. А могли бы, с них станется.
Добавив возможность играть за других представителей Пустоши, разработчики внесли ряд свежих идей, многие расовые перки только усилили дух и игры и погружение в нее. Супермутанты могут одной рукой стрелять из пулемета. Гуль может изрядно «фонить», так что это даже опасно для группы — гулю пофиг, а остальным лишний шанс облучиться. Тот же гуль может, например, отрастить на голове деревце, весело, правда? Коготь Смерти может быть как Бешеным, так и Домашним (!) — либо берсерк, либо социализированный цивильный, почти-пацифист. Такие мелочи изрядно веселят и разнообразят игру. Если бред, то пусть будет оптимистичным. В общем как поглумились над серией, так и немного ее разнообразили.
Нелишним будет развить второстепенному персонажу навыки Скаута — где-то после рубежа 100-150 очков можно будет избегать случайные стычки, которые просто выматывают команду в пути между миссиями. Пилот, как правило, совмещается с механиком, доктор с медиком. Нелишним будет взять в команду вора и обшаривать на предмет аптечек и патронов обитателей бункеров (у генерала Барнаки можно вынуть из кармана миниган). А что вы хотели, пустили аборигенов в чистые коридоры Братства, вот они и шныряют потихоньку, осваиваясь. потихоньку.
Игра не вылетает, и ведет себя стабильно, кроме того случая, когда мы объездим почти всю карту и откроем около 32 случайный встреч. Тогда да, жди вылета, видимо тогда с просчетом памяти ЦП было плохо, да и притормаживает иногда игра, при больших просчетах движения. Но всё же не смертельно.
Со временем, когда накопится куда патронов, например от дробовика (12 калибр) или 9-мм – и уже есть броневик, отравляемся по Пустошам и нарываемся на врага пожирнее — лучше всего подойдут супермутанты. Расстреливаем их не вылезая из броневика, потом собираем трофеи. И опыт, и деньги, и патроны с пользой потратили.
В игре можно получить немного халявного опыта вне боя. У кого есть соответствующая специализация, то при применение только он получает опыт; так можно подтянуть более неопытных товарищей. Назначил медиком – и лечи, назначил ремонтником и чини танк или БТР (можно предварительно закидать его (машину) гранатами, расстрелять из пулемета). Только небольшое замечание — необходимо починить машину, доведенную почти до 10-20 очков прочности, и не до максимального показателя: из-за бага, при полной починке опыта не дают, а так, если останется еще что чинить, опыт будет.
Можно поставить команду в ряд и расстрелять из автомата, подбежать медиком и полечить. Это хороший способ заработать опыт при контроле ситуации. В бою все же сложнее, чаще убивают. Впрочем такие манчкинства столько навевают скуку, поэтому я дотягивал некоторых новичков, немного ездил по Пустошам и снова принялся за выполнение миссий. Несмотря на их количество и время, нужное на их выполнение, игра все же довольно быстро проходится. Где-то за неделю или меньше. В игре есть секретная миссия Спрингфилд, нужно ее просто прописать в опциях и она появится. Ничего такого, враги люди, зачищается этак за пятьдесят минут, но всё же.
Миссий 25, это очень много, поверьте. Обычно в играх такого типа миссий всего 12-15. И ведь на первую тратится где-то 20 минут. На вторую миссию уже 40. Потом счет идет на часы. А чем больше сложность, тем больше времени нужно, ведь переигрывать надо. Так что сохранение, и неоднократное — ваш лучший друг. Я-то играл преимущественно в риал-тайме, но чем ближе к концу игра вынуждает – для лучшего контроля ситуации, переходить на пошаговость. Но играть интереснее, почти Commandos: дается генеральная задача, и по её ходу – пара побочных. Но по сути часто нужно зачистить карту – город или локацию: целенаправленно, не спеша, с удовольствием. Похоже на шахматы, не зря зовется Фоллаут Тактикс, тут её много. Можно толпой отстреливать, можно по одному-двое идти, остальные страхуют-прикрывают. Можно в танке гонять и отстреливать всех — такое тоже возможно. Миссии все сложнее, интереснее, оторваться тяжело. Единственное, когда этого хочется -это когда встречаешь особо сильное сопротивление, и хочется все же немного отдохнуть.

В игре есть баг с танком: ближе к концу игры, миссия по спасению старейшин-разбойников в Ньютоне, где можно так посадить спасенных в танк, что игра запутается и выдаст лишние места в отряде. Но эти разбойники влезут в ваш отряд на базе, и вообще порядочно спутают все карты для игры: ГГ за такие манипуляции получает внезапно генеральское звание, но уже не будет лидером отряда – а верховодить в отряде теперь будет главарь разбойников… От этого проистекает еще пяток глюков, которые уломают и усугубляют игру и её прохождение. Больше вреда чем пользы…

В игре немало пасхалок, наподобие аж двойной пасхалки – братьев супер-мутантов Гримм (1) и их имен Джим и Джо (2) – Пасынки вселенной Роберта Ханлайна. Кроме этого, есть уникальное оружие: в миссии Преория, где нужно достать ядерные батарейки из бункера, расположенного под селением Вачуту, в одном из шкафов можно найти хромированный шарик – видимо заклинивший, так как из него торчат два лезвия. Это отсылка к серии фильмов Фантазм Дона Коскарелли.

Также среди случайных эвентов можно встретить еще пару уникальных персонажей-компаньонов. В миссии «Хоть глаз выколи», встречается Риддик — специалист по рукопашному оружию и бою ночью. Далее можно набрести на мем Фоллаута — Ваулт-боя (для некоторых – Pip-Boy). Если найти его рано и будет место в отряде (минимум два), то он будет стрелком (легкое, тяжелое, энергетическое оружие + штурмовая винтовка, скрытность и удача на 10) 8 уровня, если место будет одно или вообще отряд полон – уйдет на вашу базу и будет наемником: 12-14 уровня с навыками рукопашника, тяжелого и легкого оружия. К сожалению он уникален, и поэтому не может приседать и ложиться, также не может попасть в труднодоступные места (в игре женщины без брони могут просочиться в некоторые закоулки) и у него свой стиль боя. Его местопребывание строго фиксировано — где-то на 16 квадратов на запад от третьего города.

Музыка средненькая, композиции своеобразные и тематические, это скорее фон – что для такой игры скорее хорошо (опять-таки вспоминаю JA2). Но вот звуки сочные -звук калаша ни с чем не спутаешь, 9-мм оружие стреляет по своему, ракеты шипят в полете, автомобили гудят а техника залязгает и скрипит, взрывы и выстрелы тоже прекрасны.
Графика –эх, если бы Jagged Alliace 2 делаться на том же движке – всего года три разницы. Если бы делали римейк — стоило бы просто взять движок отсюда. Очень симпатично и детализировано, особенно окружение — пустошь и дома выше всяких похвал, разве что юниты не так детализированы, лиц не разглядеть, но в целом неплохо. По прошествии вот уже 15 лет, можно играть и восхищаться.

Итог.
Итак, игра необычная, нечто вроде вышедшего Фаллаута 3 — дикие нестыковки, новый жанр, попытка отойти от канонов. Фанаты плевались, но остальные заценили игру. Это эксперимент. Если бы сделали часть Тактикс неотличимой от первой и второй — было бы уже не то. Выпустив третью, а потом четвертую часть — получилась штамповка, бег на месте, обвинили бы в однообразии. Сделали не похоже – тоже плохо, все переврали, но все же разумный экспериментализм полезен. Получилось необычно, но неплохо, и Фоллаут Тактикс тоже заняла свое место в пантеоне, правда смотрели на нее косо, но всё же нашлись и свои фанаты.
Суть не меняется — снова мы спасаем Пустоши, и теперь есть шанс сколотить сплоченный отряд и дослужиться до генерала в Братстве Стали, а это круто!

Добавить комментарий