Ноктюрн. (Nocturne) 1999.

— Мир темное место.
— Кто защитит мир от Тьмы?
— Мы защитим…после того, как перестанем играть в эти глупые игры…
Странник мрачно-категоричен, говоря пароль у входа на базу организации.
Также крайне необычная игра, в свое время поражавшая необычайно продуманным сюжетом и передовой графикой. Некоторое недоработки шли рука об руку с новаторскими решениями. Самое примечательное, что движок Ноктюрна дал жизнь Ведьме из Блэр — и неудивительно, это видно в первой части, где Историю Растина Парра расследует та же организация Спукхаус. Только главный герой там не Странник, а патологоанатом Холлидей — хм, странный выбор, ведь вроде не оперативница. Видно, Странник был очень занят. Хотя под конец соизволил появиться.
Вообще, сравнивая игры, я выявил такую цепочку: Ноктюрн 1999 года. Из него вырастет еще три игры: Ведьма из Блэр – 1 часть: История Растина Парра, 2 часть: Гробовая скала, и 3 часть: История Элли Кенвард. Все одни на движке Nocturne, особенно первая часть, но далее есть некоторые отклонения. Впрочем, я еще отдельно распишу эти три части, по идее одной игры про Ведьму из Блэр.
Особо стоит отменить, что в Ноктюрне присутствует персонаж Светлана Лупеску, она — румынка в латексе и с парными клинками в руках — никого не напоминает? Ага, Бладрейн, разве что Светлана брюнетка, но такая же полукровка-дампир. Замок Гауштадт в Германии, в котором мы побываем по ходу игры, и там, помимо прочей нечисти, водились гигантские летучие мыши-вампиры. Тот же замок Гауштадт, только уже полуразрушенный, есть в первой части Бладрейн, и мыши-летучки (нетопыри) там есть, только более прокачанные и современные, как никак уже прошло 10 лет и идет Вторая Мировая война. Они более гуманоидного вида, и почему-то с диким пирсингом по всему телу, но скрипят и визжат аки пилы или мотоциклы, они точно так же. А уж из Бладарейн вышла Бладрейн 2, но там никаких аналогий нет, просто самостоятельное продолжение.
Бладрейн первая все же частично взяла многое из Ноктюрна, в частности готический антураж и черный юмор, просто времена поменялись — не герой-охотник за нежитью, такой как Странник, а более энергичная полукровка-дампир, шинкующая себе подобных и не только, с лихостью и проворством. Может так и правильнее, неспешные 30-е закончились, детективная работа уже не столь эффективна, сейчас 40-е и нужен более активный подход к делу, поэтому Бладрейн вышла динамичнее. Но в Ноктюрне есть свой шарм, некий налет нуара и детектива, хоррора, экшена там тоже хватает.
Итак, линейка игр: Ноктюрн, Ведьма из Блэр, Бладрейн. Преемственность поколений. Если зашла речь о преемственности поколений, то и Ноктюрн, равно как Silent Hill (такая же городская легенда что и Бёркетсвилль) и Resident Evil , имеют общего предка, можно сказать, родоначальника идеи survival horror -это, конечно же, Alone in the Dark.
Ноктюрн игра в темных готических тонах — разрабы вообще хотели сделать ее в духе кинопленки 30-х годов, монохромной, в коих и происходят события — это видно по начальному ролику. Но потом, всё же добавили чуток красок. Стилистика 30-х — это и автомат Томпсона, Кольт модели 1911, старинный армейский огнемет, фордовские машины, да и вообще вся архитектура, плакаты, да еще хоть с фонариком ходим, а не с масляной лампой. Стилистка под фильм ужасов — даже начало и конец миссии идет под эффекты затемнения, в виде сужающегося и расширяющегося кружка (фейт). Из–за этого создается впечатление, что мы как бы смотрим хоррор-фильм, разбитый на главы и серии. Необычно и примечательно.
Определенной проблемой становится нахождение по торрентам играбельной версии. Ранняя версия не всегда запускается. Я вот диск свой откопал родной, с которого все и началось — и на современном компе не пошло. А так сейчас есть улучшенная версия с русским переводом(сейчас есть пара сборок с выборов вообще всех существующих тогда озвучек), и еще одним дополнительным разрешением. Кроме того игра предупреждает о том, что недостаточно памяти, но как правило, запускается. У современных компов оптимизация заставляет грузиться дольше, чем нужно. Если у меня раньше сохраненки и уровни грузились дольше, из-за тогдашних высоких требований, то сейчас, потому, что современный комп обрабатывает старые текстуры, перегружаясь процессом. В целом мне повезло, у меня был тогда третий “пень”, а в то время “пни” ниже, игру просто не тянули, но и у меня уровни грузились почти три-пять минут.
В игре есть фича, но не все о ней знают – чтобы не ходить в потемках, есть кнопки F11 и F12 – настройки яркости. Лучше выкрутить чтобы посветлее было. На максимуме будет теряться антураж, но это дело вкуса. Оптимально подкрутить чуть выше среднего, в сторону осветления (параметр яркости 60 000, при 100 000 — очень светло, 50 000 очень темно).
Лично я, после долгого времени, нашел две версии – в одной была оригинальная озвучка с русскими субтитрами, но не было третьей миссии! Пришлось записать обе, из второй скопировать недостающую 3 миссию “Резня в городе ветров” и вставить в первую. Тогда пошло, ну еще плюс начальный ролик перекинул. Но в принципе вторая, пропатченная версия вполне ничего. На трекере с 2016 года есть репак как Nocturne так и Witch Blare 1-3, разных версий озвучки (около 6) и более новой пропатчевки. По крайней мере Нокюрн стабилен, огрехи и баги же остальных все же остались. Но есть большой плюс – нет предупреждений в начале о нехватке памяти, оптимизация лучше – время загрузки карт и сохранений быстрее, чем в моей тогдашней гибрид- сдвоенной версии.
Плюсы графики — многие наработки нашли продолжение в других играх, однако многие поздние игры, появляющиеся в течении последующих пяти лет, не могли похвастаться такими наворотами как в Ноктюрне, судите сами:
Множественные эффекты света фонарика — ореол, искажение, блики. Свет свечей, вообще все освещение — мрак, сумрак, полусвет, сумерки, туман и дождь.
При стрельбе на пол падали гильзы, причем соответствующие тому оружию, из которого стреляли — пистолетные, и от дробовика. При попадании в монстра арбалетные болты застревали в нем. При попадании в стену рикошетили и падали на пол. Огонь из сопла огнемета, взрывы, выглядят реалистично и просто красиво. Пламя пожара или факела тоже выглядит неплохо. Можно поджечь монстра и он будет пылать еще какое-то время, пока не упадет головешкой.
Самое запоминающееся — плащи в игре развеваются, порой иногда даже там, где ветра нет, например, в помещениях. В плаще, правда, проглядывают скудные пиксели, но все равно нигде тогда такого мощного эффекта не было. Вообще в игре многие модели ткани ведут себя так же — гобелены, настенные ковры и занавески, если мимо них пройти, задираются и падают обратно, очень реалистично выглядит.
Прикрутили, пусть и несовершенный, вид из глаз персонажа — выдает серые в полоску силуэты на черном фоне, почти 3D шутер — это был рабочий опытный образец Прибора ночного виденья главного персонажа. Иногда полезнейшая штука, когда нужно точно попасть в монстра, или пройти по узкому мостику через пропасть, а смена ракурса камеры мешает это сделать; собственно это позволяет обойти эту беду с переменой камеры, сбивающий вас с вектора движения. Скорее вспомогательный прибор, но применение будет иногда находить. Ново, оригинально.
Модели персонажей если квадратные и угловатые, но с любовью сделанные – особенно лица. На модели головы персонажей натянуты текстуры лица. Конечно, создается иногда впечатление, что они вырублены из дерева – слегка неровные, но в целом все равно прикольное. Многие плакаты, изображения и фотографии в игре очень четкие.
Изо рта идет пар — как и фишка с плащом, дико тогда доставляло — однако при этом говорили герои не отрывая рта, видимо, движение губ открыли и доработали в игроиндустрии позже. Но Ноктюрн вообще выдвинул кучу удачных идей, которые в то время сложно было реализовать. Можно сказать, что Ноктюрн даже немного опередил свое время, когда настолько совершенных технологий, передающих все то, что было задумано, еще не было.
Погодные условия — идет дождь с характерным звуком, сверкают молнии, в опциях игры предусмотрен снег, что тоже красиво.
Кровь — она тут темно-красная и густая. При попадании пуль летят брызги, при ударе любым рукопашным предметом (топор, лопата, Священная реликвия) есть шанс отрубить лапу или голову, иногда перерубить пополам, проткнуть. Из раны идет кровь, обильно заливая землю. То же случается и с героем, если он попадает, например, под ловушку-лезвие, иногда его разрывает на куски. Еще Странник может упасть на шипы, или просто разбиться. Иногда необходимо четко и точно прыгать, чтобы преодолеть препятствие. Мост к замку Гауштадт — основная такая головная боль. Впрочем, в игре таких мест не то чтобы очень много, но они есть. Прыгучесть подкрепляется разбегом, еще одна фишка игры. Прыжок с места неплох, но иногда только с разбега можно допрыгнуть до нужного места.
Отрубленную конечность монстра можно подобрать, и пользуясь лучом наводки, кинуть куда-нибудь. Кстати, также работает и динамит — постепенно расширяющаяся парабола укажет, куда приземлится предмет. Если вступить в лужу крови, то некоторое время Странник оставляет кровавые следы (!). После недавнего боя с рукопашного оружия тоже капает кровь. Таких точных эффектных мелочей тогда встречалось в играх редко.
Далее, использовались задники с фотографический точностью – фигуры героев бегали по реалистично выглядящей местности – разве что земля в ночном лесу выглядела как посыпанная пеплом и угловатая. Монстры воссозданы неплохо, разве что в скелетах и зомби сказывается недостатки графики, они слегка квадратные, люди и зомби смотрятся более натурально.
В игре по готически красиво. Зачастую диалоги достаточно длинны. Игра поддерживает антураж детектива — мы расследуем древние тайны, попутно истребляя мешающим нам монстров, часто ищем нужный рычаг или ключ. Часто обсуждения по поводу того, что вообще происходит и куда идти дальше. Картину дополняют брифинги перед каждой миссией, где дается краткая и емкая информация о целях будущего расследования. Полковник показывает с проектора фотографии, знакомя с обстановкой будущей миссии.
Мрачный и величественный замок Гауштадт, шикарная мрачная деревенька Фалкенбург, городок Рэддей, шахты, пещеры и склепы — все это выглядит таинственно, мрачно, стильно и вызывает определенный настрой при прохождении.
Музыка своеобразная, проигрывается в зависимости от ситуации — настораживающая, тревожная, почти классическая, из ужастиков тех лет. Большую часть времени мы проводим в тишине, и только дождь и некоторое шумы слышны время от времени. Начальная тема в меню — агрессивная и напористая, где-то мы ее уже слышали… Двери и замки отрываются под таинственную мелодию, внезапное появление монстра сопровождается тревожной.
Немало приколов было в одной из первых версий озвучек, в которую я играл. Голос Странника подобран монотонной идентичной английской озвучке, но иногда из-за торопливости слышны были придыхания и мелкие ошибки.
Светлана же радовала фразами: «они не спаслись из пасти ВЕЛЬвольфов», и при виде обглоданной лошади на перекрестке — «Вы только посмотрите, мясо содрано со сломанных ногт…эээ …костей”. Эх, женщины все бы вам сломанные ногти, страшнее для вас ничего нет. (+_+).
Но это, по моему мнению, это только разнообразило игру, ведь были такие времена, что радовались даже такому русскому переводу игры, а ошибки встречали снисходительно. Порой, пираты переводили и озвучивали не так качественно, но зато более душевно, что ли… Впрочем, можно поиграть с русскими субтитрами, оставив оригинальную, английскую озвучку — она в игре чудо как хороша.
Пара моментов — в ночном лесу летают летучие мыши, но почему-то каркают, как вороны. Возможно недоработка звукооператоров. Так же, в той версию игры в которую я играл, женскому персонажу Доку Холлидею, о ужас, дали голос парня! Видимо для экономии, Светлану же уже кто-то озвучивает. Странное решение, ну хоть не густой бас дали.
Все это касается перевода 7Wolk Multimedia, в Фргусе же голоса сочные, к месту, разве что женский голос на мной взгляд чересчур томный и тягучий. У Седьмого волка он был беглый, торопливый и растерянный.
Другие версии озвучки тоже неплохи, но вот черт, привязался я к той, с которой впервые проходил игру – лулзовая она и родная. Однако счел своим долгом пройти игру со всеми доступными озвучками.
И еще — самое дико мне понравившееся место в игре — это шахты во второй главе. В темноте играть просто офигительно — поскрипывают доски, в проходах свистит ветер, это просто надо слышать и видеть, чтобы понять, насколько атмосферно. Идешь, светишь фонариком — тишина, проходишь мимо балки, а оттуда с мычанием зомби, причем не сразу выскакивает, а только когда ты уже немного прошел мимо него, вперед. Иногда очень неожиданно и страшно, без дураков. Если Бладрейн не пугает, то Ноктюрн только так и делает — survival horror все таки, чем-то манерой исполнения на Resident evil напоминает. И еще куча моментов в игре, дико доставляют своей неожиданностью и проработанностью. А этой игре многое случается Внезапно! И под соответствующую музыку, которую мы уже неоднократно, хотя и не так часто, но слышали.
Персонажи игры.
Главный герой Странник (Stranger) –многие подумают – что за унылый мужик. Голос тусклый, невыразительный. Но это фича игры — просто Странник, ГГ игры, это образец Терминатора во плоти — не слишком интересующийся отвлеченными материями, жесткий немногословный профессионал, машина для поиска и последующего истребления разнообразных монстров, которых в игре множество. Как покажет последняя глава, оперативнику зачастую противопоказано слишком сильно воспринимать свою работу, и излишне рефлексировать. Странник крут, скептически цедит фразы, загадочен сам по себе, малообразован (-Кто такой, черт возьми, этот Гарри Хаудини? – Странник даже не знает о Гарри Гуддини), однако отлично владеет всем стрелковым и рукопашным орудием. Не теряется в трудных ситуациях, разве что по ходу службы не любит якшаться с напарниками-нелюдями, которых ему тем не менее часто навязывает начальство по ходу выполнения разнообразных миссий. А ведь это политика Организации — разбавлять команду лояльными полулюдьми, так как они обладают большим потенциалом, чем оперативники-люди, но не так надежны. Во время выполнения миссий выясняется, что хотя Странник очень упрям и напорист, старается всегда завершить миссию полностью (3 и 4 главы), однако при некоторых обстоятельствах предпочитает отступить, когда это можно сделать, если больше ничего сделать на данный момент нельзя (1 и 2 главы). Иногда способен пойти на компромисс, если от этого зависит его жизнь или успешное выполнение миссии — 4 глава, использование Молоха; да и если было бы иначе, он не пошел бы со Светланой в первой миссии. То есть, зачастую ему сотрудничество не нравится, о чем прямо и заявляет, но далее держит свои чувства при себе, профессионал все-таки. Удивить его легче чем испугать. Обычно немногословен и загадочен сам по себе, явно сильнее и выносливее, чем кажется на первый взгляд. В конце первой главы говорит, что ну него нет чувства юмора, но сам же это опровергает, каламбуря и шутя время от времени. Например, при виде обгоревшего мусорщика Капоне Смайли произносит: «Я вижу , что вы больше НЕ улыбаетесь». Видимо чувство юмора у него есть, но мрачноватое, циничное, и он старательно прячет проявление своих эмоций. Вообще он всю игру ходит с каменным лицом, разве что отшатывается в момент опасности.
Всю игру носит неизменный серый плащ и шляпу, под плащом деловая тройка черного цвета, на ногах ботинки. Так же всегда носит новаторский ПНВ тех времен, в виде специальных зеленостекольных очков, и в любой момент игры мы можем включить их — этакий вариант срельбы от первого лица путь и ограниченный по видимости (уникальность!). Равно как и фонарик, очки имеют лимит по энергорасходу аккумуляторов, так что нужно время от времени их выключать, чтобы аккумулятор зарядился. Реалистично.
Странник обычно вооружен парой верных армейских Кольтов 1911 и может стрелять сразу по двум целям. Для удобства почти все огнестрельное орудие в игре дает из дула прицельный красный луч, вроде лазера, помогающий навестись на цель. Место куда он падет, помечается крестиком в круге. Красный — монстр, можно стрелять, при наведении на напарника или НПС желтый, не выстрелить, союзник. Не реалистично, но забавно и удобно. Впрочем, в опциях можно отключить.
В зависимости от опций фонарик выдает целый спектр (комплекс) бликов и отражений, что прибавляет реалистичности и красоты игре. Темная местность, из мрака на вас издали бежит Странник, целится из пары Кольтов и светит фонариком. Феерично!
Кратко о персонажах.
Светлана Лупеску — самый, пожалуй, яркий напарник Странника — румынская полукровка-дампир (и снова привет, Бладрейн!), в обтягивающей черной коже, дерется двумя лезвиями, закрепленными на руках. Дается в первой главе. Неплохо помогает, далее после этой миссии просто встречаем ее в штаб-квартире. Вежлива и доброжелательна, однако изредка прорезается вампирическая сущность. Выдержана в готичных тонах – бледная кожа и черный латекс, если выкрутить яркость на максимум, начинают виднеться соски сквозь ткань… (из песни слов не выкинешь, все так и есть). Чертовы готы. Сама же Светлана почти не напоминает аристократических вампиров; внешне сильная и плотная, даже андрогинная, скорее всего являет образ именно крепкой телом румынской девушки из деревни. В продолжении Ведьма из Блэр присутствует, но с более тупой и ужасной моделью. Так же фигурировала с немного измененным обликом в разработке модели Бладрейн, но была заменена и переработана, хотя клинки и латекс остались.
Хирам – местный экстрасенс и эмпат, подкалывает Странника за его “монолитную Мощь мысли” (ирония), но в целом, корректен, скромен и вежлив, не оперативник, а скорее аналитик-детектор монстров. Внешне слегка похож на Пуаро, монолитен и нетороплив, пуглив и рассудителен. Пропал прямо на глазах Странника, в начале второй главы, похищен и предположительно убит оборотнями, так что в игре этот персонаж почти не раскрыт.
Айспик (скорее всего кличка Ледоруб) — оживленный безумным ученым-немцем бывший гангстер Винченцо Гаспарро из Чикаго, информатор. Несмотря на комплекцию и вид заправского Франкенштейна, старается не гнить, сохранять человеческий облик и быть полезным Организации Spookhouse. Крайне спокойный и рассудительный субъект, очень силен и высок, гнет решетки и разваливает прочих мертвяков ударом кулаков на куски. После третьей миссии, также сидит на базе.
Молох — демон, которого наняли после некоего Непальского инцидента — маскируется под мефистофелевского вида невзрачного вида человека. На самом деле опасный демон, пожирающий души, любит огонь. Странник его почти ненавидит, и предпочитает избегать, тем более, что в рукопашке явно может проиграть демону. Молох зачастую спаррингует с еще одним членом Организации — негром, которого тренирует местный Сенсей. Молох пропадает в одной из миссий – в четвертой главе его уже нет, однако… мы находим его в доме, в котором застрянем надолго.
Скэтт Дэззл — Во второй главе мы знакомимся с как бы зеркальным отражением мрачного Странника — это оперативник с вудуистским подходом к делу. Он негр и одет в белое. Может призывать своего покровителя Барона Субботу – божество из гаитянского фольклора, для вызова которого требуется ром и сигара (обычно все же порох, а не табак).
Военный секретарь – женщина-младший офицер, которая сидит у секретного входа на базу – явно срисована с персонажа бондианы Манни Пенни. Педантична, всегда требует пароль для прохода в Spookhouse.
Одноглазый и однорукий (протез в виде крюка) полковник — старый ветеран, глава и основатель организации Дома с Привидениями. Ведет брифинги, дает указания.
В четвертой главе знакомимся с предшественником Странника – оперативником на пенсии, с говорящей фамилией Гамильтон Киллиан – историю его драматической жизни поведает Док Холлидей, если ее расспросить перед уходом на это задание. Создал многое из того, чем сейчас пользуется весь отдел, в частности Аква Вампира — противовампирьи пули.
Док Холлидей — обаятельная и деловая женщина-патологоанатом в белом халате, многое может рассказать, и обычно главный поставщик оружия для Странника — например, выдает мегапушку “Солнце господа”, которое обладает бесконечным боезапасом в виде ультрафиолета, однако некоторое время перезаряжается. В ее рабочей лаборатории вечно содержатся и препарируются ею монстры с заданий – их мы часто видим в предыдущих главах, а потом они появляются в бестиарии организации. Молода и деятельна, отчего наблюдать за ней приятно. Текстуры лица чуть смазаны, в Ведьме из Блэр имеет более пухлое детализированные лицо, более четкие текстуры. Мне она напомнила коллегу из X-COM – доктора Вален, вот точно такой же типаж!
Генерал Биггс — просто информатор от армии. Часто дает наводку на странные события, требующие замешательства Spookhouse.
Spookhouse \Спукхаус (Дом с привидениями) – английский мем, означающий таинственное место, дом где водится привидения. В игре это название организации и штаб-квартиры под землей. Имеет штат сотрудников, которые расследуют различные загадочные случаи и истребляют монстров, изредка беря адекватных особей себе в сотрудники — очень смело, кстати, в ногу со временем. Ибо, по ходу дела, одного Странника все же недостаточно, чтобы везде успевать.

Это шедевр!

Пару-тройку интересных персонажей, вроде мэра деревни Фалкенбург, Юрия-мельника или репортера, заснявшего завод по производству зомби-гангстеров мы найдем по ходу сюжета. Особо стоит отметить безымянную певицу в подпольном дансинге Вендомэ, в третьей главе о Чикаго. Ее песня, джаз-банд ей аккомпанирующий, вообще весь антураж клуба — это самый светлый запоминающийся образ в игре. Очень эффектная сцена, атмосферная песня, вся сценка светлым пятном выбивающаяся из мрачных похождений Странника. Жаль, что гангстеры просочились и туда, хотя просочились — не то слово, скорее нагрянули кодлой.
Еще запоминается хитрый голодный суккуб в четвертой главе. Но в том доме напарника еще нужно найти, а опасности на каждом шагу, и доверять никому нельзя, особенно подозрительно обнаженным незнакомкам. Кстати, в опциях есть переключатель цензуры, но в игре мест, где она применяется немного, однако, можно всё же включить закрашивание. Но игра явно и целенаправленно взрослая.
Монстры, враги, минибоссы.
Суккуб напомнил еще один тип монстров. Германия конечно не Румыния, но близко, так что у графа Войцу есть невесты, да-да, все как у графа Дракулы. Они тоже удались графически и надолго запоминаются — явно целиком взяты из фильма Дракулы Френсиса Форда Копполы. Девицы с разными старинными прическами, носят полупрозрачные одеяния, неспешно, плавно ходят, могут исчезать и появляться, могут летать по воздуху (!) И этот непередаваемый шепот — они не говорят, они шепчут, обещают, заманивают. А когда подходят близко, вытягивают кровь. Но Странник знает, что с ними надо делать — в лучше случае, стрелой арбалета их мгновенно относит к стене и разрывает на куски, в худшем придется тыкать им в грудь крестом-копьем — Священной реликвией, которую найдет Странник в тайнике развалин церкви Гауштадта (недалеко, чуть ниже самого замка). От такого удара вампирша уже не оправится – те с воплем картинно складывает руки на груди и падает на спину замертво.
Сам граф Войцу спит в гробу, умеет летать, одет в какую-то рясу, лысый и страшный. Всё как всегда – летает огромным нетопырем вместе со стаей летучих мышей, расстреливаем из пистолетов, когда обращается гуманоидом – тыкаем Священной Реликвией. Рано или поздно граф упокоится и сгорит синим, простите, зеленым пламенем. Напоследок нужно будет добраться до последней комнаты и завалить пару оставшихся невест графа. Далее только финальная развязка. Все только начинается? Нет, всё же закончилось. Странник и Светлана уступают и отступают под давлением аргументов. А предок-то намного мудрее сынка… Как всегда самый тихий блеклый персонаж оказался главным, хозяином тех мест…
У Графа Войцу, как и у всякого порядочного господаря-упыря есть слуга-горбун – хилый и немощный. Он появляется в сюжете на вершине замка Гауштадт, говорит Страннику о судьбе Светланы и уходит.
Монстры – их много, для каждого своя тактика.
Оборотни — боятся серебряных пуль, довольно живучие, есть вожак, который явно сильнее и мощнее собратьев. Можно обезвредить капканом, который выдает Юрий с мельницы (касается первой главы).  Я в первое прохождение прошел мимо мельницы Юрия, не нашел его – и мучился в лесу с обычными пулями – против многочисленных оборотней.
Мертвецы, мертвые шахтеры — зомби, поначалу медленные, при виде Странника весело бегут к нему и грызут. Лучше отстреливать издали пистолетами, вблизи дробовиком и каким-нибудь рукопашным оружием. Скелеты — так же. В главе “Домик на краю ада” некий шаманский тотем не дает им умереть, так что при атаке по ним распадаются, но со временем собираются из костей и снова идут за вами. Порой могут быть перерублены пополам ударом дроби. Так же при отстреле головы, поднимает руки и пытаются ее нащупать, некоторое время идут, но через пару мгновений все же падают.
Так же на том же кладбище есть забавные рогатые младшие бесы – мелкие, наглые, но неуклюжие и почти неопасные, но если нападут вдвоем-втроем… Иногда от выстрелов буквально теряют голову, но некоторое время все еще идут. Быстро убиваются из дробовика, чуть медленнее из кольтов.
Существа с крыльями — летучие творения графа Войцу, достаточно обычных пуль или арбалетных болтов.

Гангстеры-зомби — тоже пулями, эффективен огнемет, но горят они еще некоторое время, потом распадаются, впрочем, как и все к кому он был применен. Порой их можно спалить вслепую, пустив струю напалма на звук, сквозь дверь. Открываем дверь – врагу уже горит. При этом душераздирающе рычит и кричит, жутко. Под огнем двух пистолетов падают со временем на землю убитые, от беглого огня Томпсона могут потерять конечности, особенно сели очередь выпущена была в упор, развалиться на куски, переломиться пополам.

Есть уникальный босс — Смайли-мусорщик, уборщик Капоне. Убивается из большого ружья-слонобоя “Элефант” – разорван дробью пополам, второй раз – из огнемета (“сгорел на работе”), третий раз будет последним…

Каменные горгульи — забавные маленькие крылатые и ушастые статуи, при приближении оживают, при опасности снова закаменяются. Пистолеты, дробовик, рукопашное. Встречаются довольно редко.

Упыри из замка Гауштадт — на редкость живучие, иногда оживают и снова бредут. Арбалет, пули, топор как-то слабо на них работают. Могут встать после ранения или даже отсечения руки и снова пойти в атаку.

Нечисть — Есть разные особи, но дохнут быстрее упырей, это и гигантские летучие мыши-нетопыри, и их гуманоидные версии, обычно скрываются и вновь появляются. Как и на прочих вампиров на них хорошо действует “Солнце господа” от которого они на некоторое время слепнут (нетопыри) или вообще взрываются. Также полезен арбалет, холодное оружие.

Личинки — маленькие и большие обитатели промежутка из шахт в пещеру Древнего бога. Дробовик, динамит, пистолет.

Паучки — забавно урчащие нелепые двуногие паучки с получеловеческими головами (это просто надо видеть), существа-слуги Великого Подземного бога, возможно его дети. Имеют по четыре лапы на спине, или щупальца. Так же, дробовик, пистолеты.

В игре есть несколько задач-головоломок, а в 4 Главе “Дом на Краю Ада” их больше всего. Я отложил игру, кстати, именно там, когда столкнулся с лучами-загадкой, почти у самого финал. Но через восемь лет, дошли таки руки перепройти ее и дойти наконец до финала. Гештальт был, как говорится, завершен. В том же домике Гамильтона Киллиана наловлено и содержатся понемногу всех тех тварей, с которыми мы имели дело ранее: зомби-шахтеры, упыри, нетопырь, вервольф. Ну и в одной из комнат суккуб. В подвале встречаются какие-то стаи уникальных таракашек, которые могут сгрызть бравого Странника довольно быстро.

Игра состоит из четырех глав и они и они звучат словно названия ужастиков 30-60-х:

1. Мрачное царство короля Вампиров. Германия, ищем графа Войцу, обследуем прилегающие земли, замок Гауштадт и подземелья под ним. Очень атмосферно, самая длинная глава, где мы знакомимся со Странником и полукровкой Светланой. Присутствует таинственная Священная реликвия, и как будто этого мало, загадочный камень-артефакт Йатфхое-Гиоуле. Некий похожий внешне артефакт был в Бладрейн, а именно сердце Белиара — такое же продолговатое и округлое, но не ярко-красное, а словно бы запыленное и окаменевшее.

2. Гробница подземного бога. Единственная миссия без брифинга. Едем на поезде, по ходу дела разбираться с оборотнями. Немного искусственно выглядит, но уж больно создателям игры захотелось запихнуть лохматых упитанных вервольфов в отдельную историю. Далее, в штате Техас, в местечке Рэддей отбиваемся от зомби и ищем источник эпидемии. Далее, в шахтах находим Гробницу и пытаемся ее закрыть.

Техасская деревушка заполненная мертвецами, покойниками и скелетами — это очень лихо, картину дополняет церковь со спасенными жителями. Шахты непередаваемы, сам большой паучара (Древний бог) под потолком, от которого жуть берет, такой он величественный и огромный.

3. Резня в городе ветров. Немецкий ученый Эрик Лоутринг (Привет, доктор Виктор Франкеншейн!) оживляет гангстеров Аль Капоне. Мы встречаемся с информатором, далее попадаем в кинотеатр, заканчивается все на заводе, где и оживляют франкенмобстеров (гангстеров-франкенштейнов). Немного обыденнее, чем остальные главы, но любителям зомби придется по вкусу, только представьте — по ночному Чикаго ездят на машинах зомби-гангстеры. Ну и старина Смайли, личный громила Аль Капоне доставляет. Мини-босс да и только – и причем в трех формах, всё по классике!

4. Домик на краю ада. — Не буду раскрывать интригу, но начнется все как обычно, на тихом старом кладбище, а далее будет Дом, набитый ловушками и монстрами, прямо «Пила» какая-то. В конце Странник, для преодоления основной проблемы находит кое-кого, кто поможет завершить все дело. Единственное дело, окончание которого Странник доверил другому. Цинично, но его можно понять, после того как он намучался в этом “проклятом старом доме”!

Эпилог.

Сюрприз! Появляется после прохождения всех эпизодов. Немного неожиданный мрачный финал, но в духе игры. Видимо, Молох нанес визит, так что в чем-то параноидальный Странник был прав. Или же это еще кто-то другой?! Киллиан выжил и жаждет реванша? Непонятно. Скорее всего это какой-то старый враг, который долго искал Странника: Я наконец-то нашел тебя, Странник! – написал явно некий старый знакомый агента.
Ведь во второй главе его же настиг Альфа-оборотень, так что тут есть нечто похожее. Но отсутствие продолжения игры поставило крест на этом клифхэнгере… И скорее всего, эти события произошли много позднее, позже расследования дела Растина Парра.

Прочее.
Главные недостатки игры – один-два затыка (главным образом склеп с его фатальным багом сдвигания плит), нетривиальная головоломка (лучи), порой сложные прыжки, и не очень удобное управление. Хотя в том же Они (1999) симбиоз мышки и клавиатуры был гармоничен. Хотя если привыкнуть к этому в Ноктюрне, то будет неплохо. Но все равно немного коряво, одни развороты, потраченные пара секунд на смену оружия – это все придирки, но, однако же, недостатки в игре всё же есть. Порой кривое и неудобное управление и резкая камера сильно портят игру, усложняя ее, заставляя бороться с управлением, а не с монстрами.
Еще наряду с управлением с игроком воюет фиксированная камера. Минус в чем: неудобный ракурс, иногда сбиваешься при переходе с одной локации на другую, переключаешься на другую кнопку, хотя нужно все еще давить ту клавишу, что мы держали. Со временем привыкаешь. Но это порой фатально если нужно сделать, например, один прыжок за другим. Монстры добавляют тебе торопливости – в основном, когда за тобой гонятся и ты пытаешься отойти и отстрелиться от них. Иногда в тебя вцепляются, при том же переходе с одного экрана на другой. Помогает то, что если Странник держит пистолеты перед собой, то лазерные лучи автоматически наводятся на копошащегося врага, который может находится за краем экрана. Еще его можно услышать по рычанию. Так или иначе, это дает своеобразный новый экспириенс – не критично для игры, скорее самобытно, хотя и не совсем удобно.
Плюс некоторых ракурсов – необычный угол обзора; например из камина, из проема двери, и картинка которую нам старались показать разработчики игры. Порой даже весьма ничего, красиво.
В шахтах можно найти громоздкий противогаз и он нам понадобится в загазованной (по виду тускло-зеленое свечение) коморке. Если Странник зайдет в нее без противогаза, то через некоторое время упадет, взмахнув рукой на землю и умрет.
В игре порой странно с оружием. Двустволка в руках Странника дергается им словно это дробовик! Пара кольтов стреляют по очереди, но нет перезарядки! В некоторых играх есть такое допущение – например Postal 2; у тебя куча патронов, стреляй пока не кончаться, никакой перезарядки. С другой стороны, видно что при выстреле из арбалета спускается тетива, а потом снова взводится, более того, раз арбалет многозарядный, то по кольцу дула расположено по шесть стрел, одна из которых горит (огненные стрелы)!
Если воспользоваться читом на оружие и заиметь огнемет, то встав снизу над Пауком-Богом, можно исхитриться запалить его огнем, если направить струю огня вверх. Поднимаемся на мостик перед ним – паук тлеет как головешка, но все еще спит. Он и без поджога выглядел жутко, а тлеющим еще страшнее. Еще прикол, обнаруженный мною при прохождении, работает в некоторых местах, основан на затемнении, сужении-расширении кадра и соответственно символизирующее закрытие-открытие роликов (так называемый фейт). Например, если беря последний камень в гробнице Поземного Бога зажать динамит с горящим фитилем в руке, то когда к вам кинутся паучки, если все правильно подгадать, герой по сути взорвется за кадром – будет слышен взрыв и вопли гибнущих паучков. Но в следующем кадре (разворот от расширения кадра) герой жив-здоров.
Порой нападающие толпой монстры мешают друг другу и могут один другого убить. Чаще всего так делали зомби, метили в меня, попадали по товарищу, в результате дох он.
В кинотеатре с гангстерами на экран транслируется ужастик – эти отрывки взяты из начального ролика игры – та еще галиматья.
Док Холлидэй – отсылка к временам Дикого запада, был такой стрелок-ганфайтер, однако он был мужчиной. В любом случае странное имя для женщины-сотрудницы. Док Выходные: в пиратском переводе 7Wolk Multimedia Странник в эпилоге оглядывает развороченный морг и говорит: “нэт признаков жизни, нет Выходных”. Имелось в виду, что не видно ни живой души, и Холлидэй нет.
Оперативник Скэтт Дэззл идет по мистическому пути Вуду и умеет призывать Барона Саммеди (Субботу). Странник по необходимости, как ни странно, тоже это может, по крайней мере, вблизи от самого психопомпа (человека-проводника, посредника между миром духов и нашим миром).
Можно подобрать оторванную конечность монстра и кинуть в него же, или другого какого. Некоторые гуманоидные монстры тоже могут вас кинуть что-нибудь, костью, например.
Как я уже упоминал, на некоторую нечисть определенное оружие действует просто феерично – то сжигает, то разрывает на куски. Те же Невесты графа либо сразу разрывает на куски (порой со вспышками огня), либо относит к стене и опять-таки разрывает. Упыри сгорают от луча Солнца Господа. Странно но Странник не носит с собой креста, возможно он не так эффективен, или Спукхаусовцы все сплошь атеисты-прагматики?
В холле висит картинка вроде бы основателей Дома с привидениями, но мы то знаем, что это разработчики, тем более что в Чикаго и самом Штабе на стене объявлений висят «разыскиваются» или «пропал без вести» с теми же лицами. После пропажи Молоха, кстати, появляется и его фотография с описанием на стенде в Спукхаусе.
Вердикт — игра на редкость необычная, в свое время просто легендарная, шедевр, ошибок не так много, зато качество исполнения позволяет рекомендовать пройти ее, если вы ее еще не проходили. Однозначно Мast have! Сейчас даже серия Resident Evil перешла из ужасов в боевик, а хороших игр survival horror сейчас очень мало. Разве что Silent Hill, но и он претерпевает упадок. Так что есть лишний повод откопать старые добрые ужасы и вспомнить 2000-е, когда и монстры были ужаснее, и обиталища их готичнее, а главное — Ноктюрн Ночи темнее…

Добавить комментарий