Поп (-культура) Америки. (American Pop) Ральф Бакши. 1981.

Начали с подмостков, продолжили на сцене.

Мультипликационный фильм-шедевр! Он крайне яркий и наглядный. Но не ждите от него веселья — это серьезный и драматичный почти-фильм. Выглядя как рисованный мультфильм, он, тем не менее, является фильмом по сути. Фильмом для взрослых, который за руку проводит нас по вехам развития мира музыки в Америке.

Автор — Ральф Бакши; для своего времени очень необычный человек, часто его считали странным, но новаторским человеком. Сняв мультфильм, по сути, для взрослой аудитории — “Властелина колец” (одну часть – на вторую денег не дали), он прославился, но его не все поняли. Мультфильмы — это для детей же, детям же смотреть несколько сложно и затянуто, взрослые прошли, в большинстве, мимо. По достоинству его оценили по работе “Огонь и Лед”. Отличительная черта автора — работа с применением ротоскопии, когда живых актеров потом обрисовывали, отчего их персонажи обретали пластику и непередаваемый стиль, в антураже рисованных декораций. Как минимум, это была затратная, емкая и попросту двойная работа. Еще можно отметить его значимую работу как “Паралельный мир”, с юным Брэдом Питом и не менее молодой Ким Бэсингер, напоминающий “Кто подставил кролика Роджера?”

Как мы видим, Ральф не изменил своим экспериментам с живыми и рисованным актерами. Единственная сложность, как признался сам Бакши — если пластика выглядит чудесно, фоны радуют, то мимику передать все-таки сложно, она выглядит запоздало, слегка неестественно. Это единственное, пожалуй, визуальное упущение.

Также Ральф не изменил себе в особых графических вставках – под панк они идут замечательно. Порой фоновые обыватели нарисованы в нарочито гротеском и карикатурном стиле – и это тоже стиль автора. Также обратите внимание на на заставки из титров. Вообще этот маэстро любит рисовать либо в карикатурном стиле, либо в реалистичном, совмещая всё это в своих картинах – это видно по “неандертальцам” и героям из его же “Огня и Льда”.

Мне стиль повествования напомнил фильм “Форест Гамп”. Тут так же, через призму жизни героев (а не одного, как в Гампе), показано развитие Поп-культуры Америки. Вот первые ростки — варьете, дансинги, выступления для армии Первой мировой. Вот “Сухой закон” и мафия 30-х, синкопа, джаз. Вот музыкант-солдат на Второй мировой войне, вот послевоенных период, суд над мафиозным синдикатом, новое поколение, новая музыка. Вот время войны во Вьетнаме (очень четко показано веяние тех лет: перемежаются карды войны, хиппи и нарочито кислотно-наркотические виды, символизирующие вещества), вот зарождение панк-рока ( жаль, что не показан металл и более поздние направления, но мультфильм успели снять до того, как они появились и развились).

Герои разные, имена вымышленные, но видно — они есть отражение какого-либо известного музыканта. Зачастую идет смешанный образ — например, последний исполнитель поет известную песню Элвиса Пресли и тут же использует электрогитару и играет на губной гармошке, аки Боб Диллан. Прибавите к этому, диковатый взгляд поверх темных очков, как у Сида Вишеса – собирательный образ, ага. Очень узнаваема Jefferson Airplane (кстати, в одном тупом переводе его подали как Самолёт Джефферсона, ха), да и мелькнувший Хендрикс. Вроде бы история одной семьи — с еврейскими конями: она перемешивается с итальянской, с польской, а потом с американской. Но на самом деле она олицетворяет, по сути, один из вариантов Американской мечты — приехать в Америку, и спустя несколько поколений, добиться признания, вырастить потомков, которые отдадут должное Америке их приютившей – своим трудом и талантом.

Вечная и задорная песня Боба Сегера Night Moves – её поют почти в конце, в студии звукозаписи. Забавно, но в сериале “Сверхъестественное” поминают эту мелодию, тем более что сами братья Ремингтоны… то есть Винчестеры, обладают как раз раритетом — Chevrolet семидесятых годов (Шеви). И строка «На заднем сиденье Шеви… » к месту. Душевно вышло, эта тема будет еще востребована, по крайней мере пока будут живы Шевроле.(+_+)

Самая короткая и трагичная судьба, пожалуй, у сына первого персонажа из семьи музыкантов (этот уже похож на Элвиса Пресли): пошел в армию отдать долг стране, играл для души, а на войне какая музыка? Вот так, музыка музыкой, а война войной. Печально. Ну хоть Danke сказали. А так-то у него тоже рядом автомат был. Не менее тяжело с хиппи-отцом последнего персонажа – тоже канул в лету. Тяжела судьба народных бардов.

Танцовщица, что танцует на фоне кадров второй мировой – это представительница бурлеска, по сути стриптиз-шоу, популярного  с начала века. Так сказать, жизнь и смерть в одном кадре.

И конечно же, вы услышите музыку — о ней идет повествование все время, да пожалуй и о людях, её несущих. Много знакомого, не правда ли? Очень живая картинка, сейчас смотрится не хуже, чем тогда. Лишний повод изучить тему, тем кто поверхностно знает историю становления музыки Америки. Берите первоисточники и докапывайтесь — ибо Поп Америка, это, по сути Баллада, вольный пересказ, без точного местоположения и четких фиксированных личностей.

Ральф Бакши часто рисовал эльфов (например, Галадриэль и Леголаса в том же “Властелине колец”), так что рыженькая исполнительница как раз смахивает на эльфийку, разве что острые уши закрыты волосами. И вообще, самая мощная сцена в Поп-Америке это именно выступление группы Jefferson Airplanes! Но и другие хороши, просто не так экспрессивны. А там прям волна поднимается – и понимаешь людей, заставших эту волну!

И еще, я очень ценю фильмы или мультфильмы, которые совпадают по дате с моим днем рождения, даже когда они вышли плюс\минус один год , то есть 1982 года, плюс-минус пару лет. Пока в этом правиле нет исключений — все, что было снято в эти годы, носит крайне необычный антураж и характер, и дико мне понравилось. Причем, при просмотре, я например, никогда не обращал внимания на дату выпуска, и только потом, копаясь в подробностях, находил, что мы с фильмом-то оказывается почти одногодки. Heavy Metal 1982, теперь вот Pop America 1981. Помните, что я говорил про вехи? Возможно, кто-то родившийся в 1992 году, найдет несколько своих фильмов-одногодок, которые станут его любимыми. Задумайтесь над этим и ищите, в 90-х тоже было много хороших вещей.

Дико правилось, так сказать, возвращение к истокам, когда последний из представителей еврейской семьи, приехавшей давным-давно в Америку, который уже американец, плюс масса кровей, слышит речитатив раввина, который читает себе молитву в уголке, и ловит мотив для своей песни. Очень ржачно. Каждый в своём ритме живет, а по сути, делает то, чему научен.

Если серьезно, так многие художники и музыканты написали кучу гениальных вещей. Кому-то дрель или стук молотка навеяли, кому-то на улице послышалось что-то, увидел вещь или предмет, которые его вдохновили. Так и бывает. А уж о простенькой мелодии или даже ноте, из которых потом вырастают многоступенчатые произведения — тут уж и говорить нечего. Так же и с писателями — всего одни образ, случайный человек, и готовы персонаж или событие для сюжета. У Стивена Кинга, например, “Лангольеры” зародились когда он через скрипучий мост шел – и где тут связь, не спрашивайте. Просто мысли и ассоциации возникли — и все. У меня тоже так бывает — увидел фрагмент или событие, и хочется о нем написать, а иногда изменить в лучшую сторону, переписать по-своему.

Пожалуй единственное нарекание вызовет то, что не все же, не все жанры были охвачены. Тут даже скорее не развитие музыки, а становление приезжих в Америку — музыка тут идет как выражение эпохи, и вех в истории страны и человека. Стоит и помнить, что мультфильм 80-х годов, так что ни рока, ни металла захватить не успел. Это было после. Пролетел мимо пласт негритянской музыки проистекающий от их народных песен, ритма барабанов: а ведь кроме джаза были еще много направлений — взять хотя бы Регги и Фанк.

Печально-задушевный, остро-патриотический, ярко-правдивый, яростно-новый экскурс в музыку, вот что такое “Поп-Америка”, не пропустите, это шедевр, не кричащий о своей гениальности, а тихо и мирно поджидающий ценителя и знатока музыки.

Могу порекомендовать нечто похожее, еще более взрослая вещь, правда скорее не о музыке (джамбо и джаз), а о людской судьбе — речь о выходцах с Кубы, а называется мультипликационный современный фильм “Чико и Рита” 2010 года. Рисовка там мне очень понравилась – любою такую со времен Borderlands, как комикс цветной, чуть упрощенно местами, с линиями и фонами. Что же достойная вещь, чуть попроще, но все же. И как раз посвящена пусть и не всему, но довольно историческому пласту музыки братьев с Кубы. Хорошо, когда зрительное сливается со слуховым, музыкальным – это рождает гармонию.

Может кого-то этот мультфильм разочарует неполной передачей всех видов американской музыки (напомню, что он был снят в далёком1981-ом году) но тех, кто застал хотя бы поздние её проявления, 60-70-х, будут в восторге!

Добавить комментарий