“Путешествия Тафа” (Tuf Voyaging) 1986. Джордж Мартин.

Пора оценить старичка Джорджа Мартина с необычной стороны. Песнь Льда и Огня — фундаментальная работа, перегруженная массой персонажей и событий. Баланс в ней есть, но целый ворох несостыковок слегка озадачивает. Текст перегружен информацией, похоже автор слишком много накрутил… Но не будем зацикливаться на новом, известном, а вспомним-ка мы ранние работы Мартина. Есть у него одна замечательная вещь, помимо, например, Диких карт и Песчаных королей, и это цикл про ЭКО-инженера Хэвиланда Тафа… и его кошек. Любовь к кошкам в книге видна сразу. Фактически, на них строятся многие решения проблем, события и забавные моменты. Весь цикл обладает глубокими философскими идеями, экологическими решениями, повествование ведется легко, и часто преподносит юмористический подтекст. Можно было бы подробно описать каждое из Приключений Тафа — но зачем?! Читайте сами. Я ценю сагу о Тафе больше, чем сагу о Вестероссе. Хотя сравнивать их бесполезно — одно глобальное фэнтези, а второе отличная научная фантастика, их объединяет только одно — их написал мастер.

Первый рассказ в серии стартовый — Чумная звезда. Пролог сразу настраивает на мрачный лад. Но это лишь воспоминание — предупреждение, предупреждающее нас о опасности загадочной Чумной звезды. Далее идет неторопливое знакомство с экипажем экспедиции, и чуть позднее, с непримечательным торговцем всякой всячиной – эксцентричным Хевиландом Тафом, владельцем кораблика с символичным и претензионным названием “Рог изобилия товаров по низким ценам”.

Далее темп повествования нарастает, превращается в приключенческий фантастический боевик, драму и местами даже в триллер. Переживаешь практически за всех — у всех были практически равные шансы захватить Чумную звезду.

В связи с этим меня всегда мучил одни вопрос — эта книга практически готовый материал, если не компьютерной игры, то уж голливудского фанатического фильма точно. Почему Чумную звезду еще не экранизировали — загадка, но, похоже, я знаю в чем тут дело. А дело тут в том, что произведения Джорджа Мартина уже экранизировали — и не очень удачно. «Летящие в ночи.» 1987 и «Песчаные короли.» 1995 подорвали доверие к режиссерам у Джорджа Мартина и для «Игры Престолов» была приложена масса усилий — вместо фильма был заявлен сериал, в который впихнули всю Английскую школу актеров. Результат получился масштабным и оглушительным. Но на экранизацию новелл отводится меньше внимания и денег, увы. Тем более тогда хорошее кино только поднималось и спецэффекты были слабо изученными. Будем наедятся, что когда нибудь “Чумную звезду” экранизируют. Опыт подсказывает что если снимать весь цикл, то выйдет опять-таки мини-сериал (вполне укладывающийся в три-четыре серии), или пара частей фильма.

В результате такого Deathmatch`a Таф как самый уравновешенный, много все взвешивающий, внешне хладнокровный человек получает Ковчег. Теперь Хевиланд Таф не заурядный межзвездный торговец, а “Чумная звезда” снова звездолет общества ОЭГ «Ковчег» под его руководством.

В последующих рассказах поднимаются темы экологии, популяции, этики (Хлеба и рыбы, Хранители, Повторная помощь, Зверь для Норна, Манна небесная) и даже религии (Зовите его Моисей). Идея кошек-телепатов суперская, дайте две! Маленький карманный пушистый советник по тайнам человеческой души — необычно и ново. Самая пожалуй сильная заявленная в книге проблема — это перенаселение Сэтлема, ближайшей человеческой процветающей колонии в системе. Проблема перенаселение уже в момент написания книги была востребована в нашем мире, а уж сейчас актуальна как никогда. Многократный поиск решения показал, какая это сложная проблема, решить которую вдвойне сложно по гуманистическим и этическим соображениям. Добывать больше ресурсов -чтобы люди еще больше плодились? Или ограничить рождаемость? Но как и кто это сделает? Сэтлемцы даже не рассматривают этот вариант и Таф решает остановиться на Дарах.

В повествование вводится порой всего по одному персонажу, но настолько «сочному» и показательному, что диалоги между ним и Тафом становятся просто шедевром. Отдельно стоит отметить коронную невозмутимость Тафа и его легкий сарказм. Очень удачный и запоминающийся персонаж Тафа и не менее харизматическая Толли Мьюн, Кефира Квай, нарисованная несколькими короткими росчерками, зверовладелец Норн — очень натуральный, и даже в чем-то трагичный персонаж, паренек Джайм Крим с планеты Милосердие — все они по-своему уникальны.

После взрывной “Чумной звезды” ждешь продолжения активного экшена, но повествование настраивает на спокойный, неторопливый лад, возникают проблемы экологии и философии и Хевиланд Таф их решает. Повеяло чем то знакомым: экология, этносы, мораль и этика – более глобально такие вопросы поднимала Дюна Фрэнка Герберта. Но черт возьми, дальнейшие похождения Тафа не менее интересно читать, чем приключения на “Чумной звезде”.

Хранители, Зверь для Норна и Зовите его Моисей — частые проблемы, а вот Хлеба и рыбы, Повторная помощь и Манна небесная — это она большая проблема Сэтлема. Воистину большая и многочисленная… сами люди Сэтлема, технократической планеты-порта.

С подачи иноземного посла, иногда так и тянет назвать Хевиланда Тафа Таффером. Но все же «…Хэвиланд Таф, ЭКО-инженер — это звучит по-особенному…»
В вое время Желязны сказал про этот цикл – как жаль что не я написал эти книги. Читайте, не пожалеете – особенно те кто ценит фантастику. По стилю слегка напоминает цикл Гарри Гаррисона Неукротимая планета – сарказмом, юмором и космическими приключениями, а так же этически-философскими решениями вечных проблем.

Добавить комментарий