Хранители. (Watchman.) 1986. Графическая новелла Алана Мура.

 

Просто шикарно, даже язык не поворачивается назвать это комиксом — это именно графическая новелла. Написана Аланом Муром — от него достались уникальные запоминающиеся герои, плюс у каждого личная биография, за исключением скрытного Комедианта, работающего на правительство. Дэйв Гиббонс рисовал, опять-таки тесно сотрудничая с Муром. А разукрашивал иллюстрации Джон Хиггинс — ярко, хотя и довольно кислотно получилось, но по мере продвижения к концу сюжета, он подбавил мрачных тонов.

Попала мне сия новелла мне в руки после просмотра фильма, и с тех пор я показываю ее  и рекомендую ее тем, кому понравился фильм. Да и вообще, несведущим неплохо бы познакомиться и с тем, и с тем. Так сказать, припасть к истокам.

А ведь американцы увидели Хранителей (1986) задолго до выхода фильма — кстати, съемки раза три-четыре откладывались, пока собственно Зак Снайдер не снял фильм. И в целом удачно снял. Были убраны совсем мелкие детали, но зато обогатилась картина вселенной — режиссер убрал неоднозначного осьминога-инопланетянина, позволил умереть Роршаху на глазах у Совы (в оригинале он вообще этого не видел и не вспомнил, занятый другим). Разве что в фильме нет маленького эпизода, как Роршах получил маску: материю создал Доктор Манхэттен для одной из подружек (да сколько у него их было?), а та не захотела носить переливчатое странное платье, и выкинула его, а его подобрал, тогда еще не Роршах, а просто Ковач, работающий в прачечной — и сделал себе из него маску.

Также книгу — по объему это не просто тоненький комикс, а целая книга — лучше раздобыть не электронный вариант, а саму книгу, благо она еще попадется. Книга разбавлена статьями самих героев, и о них же идет речь. Также, мальчик с улицы читает комикс о Пиратах Черной шхуны (именно она наконец-то была включена в Окончательную Режиссерскую версию фильма) — есть и статья о создании этого комикса, в рамках вселенной Хранителей.

Общая атмосфера — мрачная, болезненная, а нередкие пронзительные цветовые оттенки отдают бредом этого параноидального мира. Но ракурсы и графические решения поражают. Иногда герой получается невыразителен и блекл, но окружение его просто кишит деталями, атмосфера кипит. Много контрастов и удачный сцен. Мне лично понравилась жутковатая сценка, когда молодая Лори заглядывает в стеклянный шар. Мимика рисованных персонажей неплохая. Сцена на Марсе с разрушением передвижного дворца Доктора Манхэттена эпична, но в фильме ее показали вживую и максимально эффектно — всё же движение решает, хотя первоисточник выражает всеми доступными способами эмоции и движения. В фильме одни сильные стороны, у комикса другие.

Сильно радует такая находка, как комментарии на заднем плане, а в это время нам показывается либо отдаленное  действо, либо как это все происходило в то время. Например, полицейские обсуждают мотивы и действия убийцы Комедианта, а мы параллельно видим, как это происходило тогда. Или довольно забавный момент, когда Сова и Призрак собираются уединиться, и  параллельно во включенном телевизоре Озимандия готовится к акробатическим трюкам на публике и сетует, что давно не упражнялся. Рывок, взмах, уверенный старт и завершение — примерно то же чувствует и делает сейчас и Сова. Остроумно и забавно. Кстати, в первоисточнике во сне Сова обнимается с Сумеречной Леди — они как-то с Роршахом разорили ее притон, Сова уже был готов на компромисс, но у Роршаха был, как мы помним девиз «никаких компромиссов». В результате его действий Сумеречная Леди разбивается, так что Сове снится не Лори, а тогдашняя подружка, хотя далее фильм и комикс сходятся — срыв покровов (кожи) на фоне ядерного взрыва.

Об этом эпизоде с Сумрачной Леди подробнее можно узнать в игре Watchman: The end is night.

В старых героях нет-нет да угадывается стиль 30-50-х.: Супермен, Капитан Америка, и если не Бэтмен, то Робин — точно. Герои того поколения более пасторальные, беззаботные и молодые — и со временем почти все они канут в лету. На смену им придут новые, но мир уже не тот, и они очень быстро становятся под стать ему жестокими и циничными, более натренированными и экипированными. Вместо трико — спецкостюм. Вместо полумаски  — шлем и маска.

Я уже не говорю о бывшем Остермане-Манхэттене — этакий джинн из бутылки, всемогущ, но вот парадокс — он самый задумчивый (философ-испытатель) и нерешительный из всех героев – и при его могуществе вечно не знает что предпринять, так как отдаляется от человечества и уже во многом не понимает его.

К слову: по дизайну облика Доктор Манхэттен дико напоминает Роука (синяя кожа, белые без зрачков глаза, общая брутальность) из комикса AD 2000 Rogue Trooper. Была игра на ZX Spectrum, я ее застал, PC – тоже годная игра. Кстати, именно из этой вселенной Judge Dredd, Storm Trooper и Mutant Chronikles взяты некоторые элементы Вахи – в частности мрачные города-многомиллионники (ульи) и гротескные наплечники, а так же оружие и форма инквизиторов и штурмовиков. Но ничего удивительного, дань моде и удачное заимствование идей с последующей их проработкой.

Некоторое особенности.

Из недочетов перевода на русский — Комедианта обозвали Смехачем. Также в фильме костюмеры немого пересмотрели костюмы персонажей — так Комедиант получил полумаску вместо своей жуткой ранней садо-мазо маски, Озимандия получил более практичный неброский костюм (в оригинале он был фиолетово-желтый). Если в фильме  про парочку (Шелковый Призрак и Сова) вроде бы забыли, то в оригинале они перекрасились, замаскировались и временно скрывались от правительства — закон Кина все-таки был принят.

Вместо фильмовского генератора с силой, подобной Доктору Манхэттену, в оригинале нужно было перекинуть осьминога-инопланетянина в город, как виновника гибели массы людей. Создавала его группа ученых Озимандиаса — генетики, художники и один (как все думали) пропавший автор бестселлеров. Увы, в фильме на него не нашлось места. Тут вы узнаете, что с ним приключилось — еще один штрих к мрачной картине хранителей. С другой стороны Зак Снайдер добавил более логичную версию, чем бредовый и фантастичный марсианский пришелец.

Псевдо-документальные статьи добавляют колорита  — их интересно читать и они работают на проработанность вселенной Хранителей. Немного не так в фильме передана сцена с кладбищем — в оригинале слезы-капли дождя льются по щеке статуи свободы, в фильме же — с ангела на могиле. Но все равно зачетно, так сказать логичнее и локальнее, а уж подборка музыки для ситуации — высший класс, в тему. Но это так, опять к слову — сравнение оригинала с фильмом всё же неизбежно.

Несмотря на высокий возрастной ценз — насилие, кровь, все же Хранители Алана Мура балансируют на грани, обнаженки немного и она завуалирована, зато драк и крови в достатке.

Далее в самой фильнальной и последней расширенной версии фильма наконец то прибавили “Черную шхуну” – она была в оригинале, время от времени перебивая основную линию повествования: этот комикс в комиксе обычно читал третьестепенный персонаж, следя за приключениями одного моряка. А мрачный финал этой истории перекликался с основной линией.

И только ознакомившись с бумажным оригиналом, мы поразимся, насколько точно удалось Заку Снайдеру перенести все это пиршество на кинопленку. Теперь понятно, какой грандиозный проект стоял перед предшественниками Снайдера — и они все откладывали и откладывали создание шедевра. Действительно, сложному произведению иногда стоит дождаться других времен и других творцов — и другого взгляда на мораль (в 80-90-е Хранители были вопиющие некорректными со всех сторон). В целом все же не на 100% удалось все воплотить, но все же результат оказался неплохим и даже можно сказать взрывным. Я сам едва увидев трейлер, понял что грядет нечто интересное и потрясающее, хотя вроде бы все было как обычно: супер-герои, борьба со злом.

После прочтения становится немного грустно — все персонажи по сути трагичны, этакие более мрачные и циничные версии Бэтмэна, Супермена и прочих. Некий вариант комикса “Руины”, но более мягкий, хотя и более психологичный.В этом мире быть героям так же сложно, как и тем, против кого они борются, и зачастую они падают от рук тех, кого защищают. Но что поделать, именно эта атмосфера безысходности (с призрачной надежной на лучшие времена), своеобразной антиутопии-критики, так сильно западает в душу и на свой мир начинаешь смотреть уже в светлых красках — такой вот парадокс.

Многие держат эту объемную книжку поближе на полке. Необычно исполненный в цвете и подаче, необычное наполнение. Был шедевром в те годы когда появился, не утратил актуальности и сейчас. Тем более что обычно все же графические новеллы как правило монохромны, а тут прост пиршество красок!

Кстати существует несколько версий переиздания, у меня была “Амфора”.

Добавить комментарий