Парень из Преисподней. Стругацкие. Аудиокнига (Влад Копп).

У братьев Стругацких есть три книги про прогрессорство (на самом деле больше, например “Жук в Муравейнике” и косвенная “Попытка к бегству”), но на мой взгляд эти самые фундаментальные: Троица, так сказать, их творчества по этой теме. Первым я прочитал “Обитаемый остров” – приключенческая и понятная по передаче смысла книжка. Я начал знакомство с отечественными фантастами с книги “Гадких лебедей\Хромой судьбы”(Синей папки) и “Хищных вещей века” – последняя несмотря некоторую занудливость, отсутствие экшена и вообще неспешность детективного стиля расследования, всё же мне неожиданно понравились. Потом было “Трудно быть богом”, и мной она не очень любима за мрачность, хотя это играет как раз на то, что авторы в полной мере передали несправедливость, безысходность и мракобесие Арканарского средневековья. Но самой любимой у меня стала короткая повесть “Парень из преисподней”. Крайне простая книга с лежащим на поверхности смыслом, в какой то мере педагогическая и поучительная: про фанатизм и отчасти оправданную и естественную веру к власти, в пусть своего народа, в свои убеждения и взгляды, которые почерпнул взрастая в этой среде – и как это может рухнуть, подвергнуться критике извне, оказаться плохим и по по крайней мере не таким, как выглядит с твоей стороны. Но меняться поздно.

Дикобраз, Кот и Гепард.
Кстати, один советских иллюстраторов изобразил военных-гигандцев как раз похожими на немцев-фашистов – нарочито и со смыслом, что предвзято – тут всё сложнее, да и зачем сразу навязывать земной образ инопланетной цивилизации, которая развивалась по своему пути. Авторы показывают нам только Гага да военных, обходя стороной, за исключением Данга, других представителей Гиганды, да даже тех же Крысоедов. Само название презрительное – но и указывающее что люди это отчаянные, дошедшие до ручки, и скажем так, не образцы богатства и процветания – не мажоры в общем, не блистательная нация, оборванцы. Тем не менее, это достойные оппоненты соотечественников Гага, которые не собираются сдаваться.
В принципе и крысоедам-имперцам больше сочувствуешь – но суть одна: гибнут и те и те, каждый за свои идеалы и правду, а больше всех страдают за дележку земель, идеологии и власти простые, и порой гениальные люди. Прогрессоры как раз побочной своей деятельностью направлены на сохранение таких людей и быстрому завершению бойни и всяческих конфликтов – так сказать, отвести горящий, несущийся в Ад бронепоезд войны на мирные рельсы, где со временем сгниют оружия – и там, в поезде поселятся мирные люди, не помышляющие о войне… Я, по крайней мере, так вижу.

У меня в традиции время от времени, прочитав книгу, искать к ней достойное оформление – иллюстрации разных художников к этой книге и её аудиоваринт; если это фильм – ищу первоисточник-книгу. И в этом случае аудиокнига очень хорошо передала книгу, а чтец отработал выше всяких похвал. Так что даже тем кто уже читал ПиП рекомендую это маленький шедевр. Как по мне, середина повествования сильно разбавлена и размыта мирной жизнью землян-исследователей (но это контрастирует с тем адом, их которого вышел герой повести Гаг с планеты Гиганды). Таким образом всё, что касается кадета Гага, начало и конец повести – наиболее сильные эпизоды книги, а остальное – фон и способ усилить резкость первого плана. Также можно преклониться перед фантастами, написавшими эту повесть – они уложились в малый объем, передали всю гамму эмоций и переживаний там, где обычно у них идет очень много текста и разбора, прежде чем книга подаст главную мысль. Этакая зарисовка – интенсивная, яркая – и даже в этом формате немного растянутая.

Лично мне понравился персонаж Гепард, а сам Корней заявлял, что в нём, Гепарде, умер великий педагог. Да, деспот, да, строгий офицер, но и учитель, собирающий непутёвых подчиненных, наставляющий их. Корней действовал более мягко, но общая суть была сходной.

Наставник Гага Корней Яшмаа пытался подать Гагу мысль (на земных примерах), что одной стороны соотечественники Гага выглядят как бойцы Второй Мировый Войны нашей истории, но с другой, по замашкам и мировоззрению – как фашисты, фанатичные, верные… и ошибающиеся? На самом деле, всё сложнее, если бы это было так, что скорее всего авторы поставили Максима Камерера (условного немца, потому что в Обитаемом острове, он и Сикорски задумывались как русские, но их переделали в германцев, хотя менталитет советского человека остался, по крайней мере у Максима (даже не Макса)) на место Яшмаа, а тот грустно бы констатировал – ну да, было у нас такое в истории… Тут нужно учитывать, что рассматривать нужно обе стороны – в том числе и Крысоедов – а у них какие мотивы, какие права и свободы – Яшмаа их учитывает, говоря Коту что и им несладко (а по сути, обе стороны хороши, воюя и губя людей, которые гибнут – каждый за свою правду), и поэтому войну эту нужно как можно быстрее завершить, с минимумом потерь.

Но и Корней и его бригада прогрессоров не в силах менять и решать историю Гиганды – как о мне, всё естественно и присуще человеческой природе: где-то лучше, где то хуже – этого не избежать. Но в повести представлены личные драмы – самого Гага, и так и более “благополучного” Корнея Яшмаа. Корней и сам “найденыш”, с семьей у него плоховато, есть недопонимание, неприятие – и он кидается спасть других дурачков, не доросших до уровня землян – как бы компенсируя свои недочеты – и пытаясь найти свое место и полезную работу в мире, уже в другом.

Если держать в уме, что и Корней Яшмаа не совсем землянин, а был подкинут древними существами, которых также можно было назвать прогрессорами – Странниками, которые вели какие-то свои эксперименты по изучению людей; то действия лично Корнея, как руководителя проекта, на втором плане (подсознательном и заряженном некой программой), могли быть губительными как для землян, так и для Гигандцев. Так что и тут не всё гладко.

Насчёт методов прогрессоров – их “безошибочности и безгрешности” был авторами дан эпизод со скелетом в музее. Корней был грустен при рассказе об этой трагедии, а Гага аж проняло. Ошибки у господ прогрессоров были, они же люди а не боги; может и тут они действуют осторожно, но опрометчиво и по своему – руководствуясь” ошибками” своей истории и развития. Гаг вполне справедливо сомневался в их тайной деятельности – уж больно они добренькие и гуманные, не может же быть так? Сами прогрессоры могли такого наворотить, что потом бы сами руками разводили. Например, они могли попасть в ситуацию, которая приключилась у ангелов, в Граде обреченном – извините, что-то пошло не так, а у вас в результате прошла революция… Но судя по всему, Гиганде повезло, и планы землян сработали, урегулировав конфликт. К чести прогрессоров нужно сказать, что как агенты на чужой планете, они рисковали своими жизнями ради своих, надо полагать благородных, целей.

И Гага и Корнея можно понять – и оттого повесть так сильна. Нужно сочувствие и понимание – а не порицание – выкованной пешки войны, убийце и солдату, который в глубине души все же сохранил нечто человеческое, но не понимает в чём оно (человечность, гуманность) – и в чём его сила как человека. Опять же мне понравился психологизм, плюс порой забавные, а порой и поучительные диалоги. Цинизм и юмор, обучение – и как оно воспринимается; много всего раскрывается. И есть ли результат, для себя всё решает сам человек, учитель может только подтолкнуть и указать, а решение – за тобой. Эта истина через Гага и Корнея как бы олицетворяет Землю, землян-учителей и наблюдателей – и Гиганду, гигандцев со своей естественным периодом истории, который был и у землян в свое время – и по их мнению, это дает им право вмешиваться, пусть и осторожно, в чужую историю, вроде бы повторяющую ихнюю…

Что получилось в конце – Корней сломал Гагу мировоззрение, пошатнул его веру в командование и смысл войны за своих, но есть одно большое НО – он чуть приоткрыл Коту путь гуманизма, намекнул, а порой прямо говорил (думай, Гаг думай!), что хорошо, а что плохо – и эти семена осели в сознание молодого парня-солдата. Он уже не безумная машина войны, он сомневается, уже не стремится применить насилие по первому же зову (как это было с Дангом).

Самое забавное, что при всем том, что Гаг увидел, он по сути и не стал предателем – он узнал много нехорошего про своих командиров и общую картину родной страны, но всё ещё готов был помочь ей – но прогрессорам, соглядатаям на его земле, он намеренно не помогал. А Данг, которого он поколотил, и который обозвал его палачом, оказалось как раз работал в пользу прогрессоров. Так кто же предатель? На самом деле, оба представителя – это продукт развития молодежи: одного воспитывали на долге и подчинении, на роль солдата, не особо думающего над приказами, а Данг – интеллигент, хилый но пытливый, который анализирует и думает. Он с радостью переметнулся к прогрессорам, стремясь им помочь в их делах – чтобы война быстрее закончилась. Довольно предсказуемо – у него не было собой альтернативы – он калека, выдающийся ум, а прогрессоры давали всё что нужно – и даже больше. Гаг же до последнего не верил прогрессорам. Любопытно, что тут отчасти повторена ситуация с Петером Глебски из Отеля погибшего альпиниста – на родной планете действуют пришельцы, но в их действиях есть криминал, и неизвестно, во благо ли они шпионят\собирают информацию и наблюдают? Мы также не знаем, чем обернулись действия прогрессоров для Гиганды (разве что по косвенным данным из других книжках), с точки зрения Гага – они чужаки, с туманными замыслами “улучшить” состояние его родной планеты, а Данг – их прихлебатель. Конечно, не надо было его так отделывать, но факт был – предатель как раз Данг. Эх. как часто бывает, что люди умные требовали и ратовали за свободы, а когда она наступала, они были и сами не рады результату, а то и гибли от этой “свободы”. Гаг ренегатом по сути не стал. И насчёт Данга тоже не всё гладко – он искалечен, а оппонент его – бравый солдат, представитель военных, которых он ненавидит. В общем тема эта долгая и многогранная.

Таким, не совсем укрощенным, с новыми мыслями в голове, и старыми пошатнувшимися устоями, шагнул в родной мир. По сути, Яшма будто предвидел – и при его прогнозировании и аналитике куратора спец-операций, позволил Гагу сбежать, подчеркнув, что укротить его не удастся – всё понять и выбрать свой путь он должен сам. И как видим, отчасти Гаг пошел по пути гуманизма и помощи людям, стремясь хоть что то сделать, а не воевать, выполняя старую программу.

Это показано тем, что он кинулся помогать доктору везущему сыворотку, и быкующего водилу-громилу старый Гаг просто бы пристрелил – или вырубил. Это показано тем, что он кинулся помогать доктору везущему сыворотку, и быкующего водилу-громилу старый Гаг просто бы пристрелил или вырубил; также следовало учитывать, что Гаг, например, доведенный до отчаяния, мог применить собранную машинку-автомат на самих гуманных прогрессорах – но и этого не случилось. Ещё важно, в нём пробудились чувство стыда и неправильности, ошибочности его действий, да и страх – когда он приказал Драмбе искалечить памятник землян, но почти тут же спохватился. Это тоже было уроком, а что видел\не видел Корней и другие – это не так важно, важно что всё это пережил сам Гаг.

Гаг переплавился в новый сплав – но если “старый” подразумевал твердость и неизменность воинским традициям (безжалостный воин), то после “земной закалки” Гаг приобрел некую гибкость и легкость “внутреннего металла” – теперь думать ему надо самому, что до смешного перекликается с его присказкой Бойцовый кот – боевая единица сама по себе: думай и решай Гаг сам, кого поддержать и что делать.

А теперь точно к аудиокниге.

Чтец Владислав Копп (“Модель сборки”, а также Штык из ДМБ – но не оригинала, а последующих фильмов-серии ДМБ) передал книгу просто бесподобно, с чувством и экспрессией. Один из редчайших случаев попадания в десятку. Возможно, сыграло роль то, что это все же небольшой по объему рассказ, а не большое произведение и чтец выложиться по максимуму, просто вывернулся наизнанку. Очень живо получилось, словно сам так был. Немаловажно – голос молодой, соответствует возрасту персонажа.

От начала просто пробирает — как военная хроника с боев местного значения. Очень атмосферно. Сразу вспоминаются радиоспектакли 80-90-х. Далее повествование идет неспешно, но подкидывает иногда психологические этюды. Книга, в основном, даже не фантастика, а в большей мере педагогическая психология. Образ целенаправленно выращенного молодого бойца, упрямого и практически неспособного отличить правду и ложь, анализировать реальность, трагична. Из него сделали инструмент для войны и к обычной жизни он не подготовлен (эффект ветерана Вьетнама или Афгана). При этом он испытывает обычные человеческие эмоции, но руководствуется принципами полученными на войне, всё воспринимает искаженно – и в своей манере. Хотя не всё потеряно – Гаг еще не “старый солдат не знающий слов любви”, но уже пошел по этому пути – солдафонство и слепая вера…

Диалог с Господином Старшим бронемастером — апофеоз, просто можно растаскивать на цитаты. «Нухшо», «стою как стою, с ног не падаю.» В этом также и заслуга братьев Стругацких — всё придумать вплоть до мелочей: диалогов персонажей и обстановки. Почти всю книгу они находятся на одном месте, только взаимодействуют между собой, да и персонажей тут немного.

Корней Яшмаа несмотря на то, что он отличный организатор, не очень хороший педагог (или быть может наоборот – чрезмерно хороший), судя по семейный проблемам, хотя и старается. Он пытается улучшить жизнь, если не собственных родных, то жизнь Гигандийцев. Такой вот перенос внимания. Кроме всего прочего Корней пытался навести своего подопечного до мысли, что и в Земной истории были такие же войны, ситуации, командиры и военные фанатики, но Гаг урока не усвоил, разум у него все же был выкован войной, он полон жестокости, подозрительности и недоверия.

И везде у прогрессоров не все гладко: сама история как бы противится вмешательству извне. Прогрессоры пытаются исправить даже не свои ошибки, а предков (а ошибки ли, может быть закономерные и неизбежные вещи?), плодя уже свои ошибки и навязывая свою историю, проецируя её на чужой мир.

Вспоминая старые символические фильмы, хочется процитировать Мерлина из нашего отечественного фильма 1988 года “Новые приключения янки при дворе короля Артура”: “Ничто в этом мире не происходит просто так: всё подчиняется одному закону и приходит своевременно”.

Но вернемся к нашему подопечному Гагу. Дали робота Драмбу — Гаг сделал из него рядового; показали копировальную машинку — стал делать боеприпасы; все время тяготился информацией, подаваемой ему наставником – и то и дело вынашивал план побега. В чем-то и его позиция понятна, кто он – простой солдат, а вот у деятельных землян есть великие цели, произрастающие из попытки исправить ошибки своей истории – через помощь тождественной цивилизации.
По сути это психо-социальная драма, забавная местами и грустная в глубине; трагедия одной планеты, молодой цивилизации, как одного человека, так и всей нации.

И если середина книги несколько однообразна, монотонна, то уж конец просто убойный, сильный финал. Вдоволь насладившись сценой с бронемастером, готовьтесь к финальному удару. Рассказчик в полной мере передал концовку. Как и в книге-первоисточнике начало и конец этого Уробороса получились очень сильными. Так сказать, возвращение к истокам. Побывал, повидал, вернулся, переосмыслил, не все понял, но готов приложить все силы на спасение родной планеты — если какие-то земляне спасают нас, по доброте душевной, то и самому нужно что-то сделать? Хоть что-то. И Гаг делает: это его родной мир, и он все же «Дома, дома…»

Также музыкальное сопровождение – в начале и в конце книги – оно хорошо работает с передаваемым текстом; вроде мало, но атмосфера передана!

Также, кому интересно, есть песня “Марш Бойцовых котов” под авторством Вохи Васильева и ПШ. Есть конечно вариации других, но эта в самый раз – разве что без пресловутого последнего нецензурного четверостишия, ну да ладно…

Также в копилку: местное ругательство – Змеиное молоко (типа Чёрт, проклятье!); в копилку экзотических выдуманных ругательств из других книг – наряду с Д`Арвит (Артемис Фаул) и Массаракш из другого мира Стругацких – Саракша.

Змеиное молоко.

А ситуация из оригинала. Лучше бы Одноглазого Лиса изобразили бы…

Еще немного о книге. Не в восторге был, когда начал первое знакомство с творчеством Михаила Успенского с его крайне циничного продолжения-фанфика ПиП (в рамках серии памяти братьев Стругацких – “Время учеников”) “Змеиное молоко”. И хотя вторая половина книги показывает серьезность автора: “контра” со стороны якобы наивной Гиганды – всё равно, начало заставило меня сморщится. Совсем Гага превратили в солдатика-матершинника, циничного и глуповатого (хотя это не так, в дальнейшем он будет нечто большим, чем нам думалось; да и Корней Яшмаа наконец откопал кто он на самом деле): яйцерезы, змеиное молоко, пердячим паром, от дистрофии струя на стенку сортира отбрасывает. Такие, знаете ли, перлы… Грубо, падре, грубо. Я было сначала было подумал, что писал его малолетний долбо…дятел – молодой и циничный молодняк. Но потом, прочитав лет через пять другие книги Успенского, я его простил, хотя так до конца и не понял – всё же резковато получилось. А ведь человек серьезный… Если можно так сказать про сатирика. Хотя повесть получилась злобненько-сатирическая, переворачивающая всё с ног на голову. Опять же язык живой и очень выразительный, ехидный – а во второй половине рассказа всё серьёзней, обстоятельно и без фарса – автор фишку рубит, даже “люденов” упомянул. По сути, Успенский провел эксперимент. Неоднозначный – да, но всё же эксперимент.

Гаг и Одноглазый Лис.

К слову сказать, при всей начальной как бы пародийности повествования, далее всё более серьёзно: выныривает и Одноглазый Лис – шеф контрразведки, да и Гаг оказывается в новом качестве, а оказалось, что они оба переиграли наивных и доверчивых землян – и начали свою игру жестко и напористо. Яшмаа в этом случае чуть не пустил в ход диск с иероглифом, которого так боялся Сикорски, однако… Некоторые методы Шерлока Холмса по обезвреживанию иностранных агентов были взяты на вооружение Гагом, и всё обошлось. Забавно, что автор упомянет памятник с другой известной планеты, поставленный благодарными потомками… мученику дону Рэбе, который попирает уродливого, убившего его, дома Румату. Такая вот горькая реверсия и подмена понятий. Кроме того, “заговор” и игра Гага всё же выглядят очень натянутой, но это вариант автора, и довольно смелый…

P.S. – когда писал статью, так и тянула написать Гага Гааг – наследие предыдущей книги, Обитаемого острова, где многие носили фамилию\имя, с такой растянутой, удвоенной буквой: Гаал, Аллу.

Если не читали, ознакомьтесь, оцените. Итак – оригинальный “Парень и Преисподней” и вольный сиквел “Змеиное молоко” – и опять же есть аудио-вариант…

Добавить комментарий