Valkyria Chronicles 4 (Хроники Валькирий 4) 2018.

И снова война.

Параллельно буду сравнивать с  первой частью. Как правило, все фишки там бывшие, применимы и к четвертой. Если появилось что-то новое, то я об этом упомяну. Желательно глянуть мою статью по первой части, основы механики игры будут лучше понятны.

Разработана VC как тактическая ролевая игра совместно с Sega – MediaVision. По сути продолжение традиций, графика устаревшая, но все еще симпатичная. Все самое лучшее из первой части, на которую она похожа, плюс часть музыки оттуда же – и немного нововведений.

Новые герои.

Новые персы в той или иной мере немного повторяют персонажей из первой части. Снайперша Кай\Лин любит хлеб и мечтает о пекарне. Механик Майлз, который и так дружит с Исарой (дополнение с 7-ым отрядом); техник до мозга костей, любит свой танк, скромен и  дружелюбен. Я уж было думал, что его постигнет участь Исары, но тут уж совсем крайнего перса слили.

Подполковник Вальц суть реинкарнация Ягера. Благородный как бы имперско-германский охотник, ищущий свою половинку в бою – находит как достойного соперника, так и свою странную любовь. Хороший, благородный, азартный и положительный враг.

Порывистый Раз недо-берсеркер-бабник-выпивоха (этакий местный Ророноа Зоро) – мне лично понравился больше всех, думаю и вообще всем игрокам. ГГ Клод Уоллес инертен, блондинка Райли заменяет отчасти Алисию, они более спокойны, домашние что ли. Но вот Раз – просто ураган, как в бою, так и на отдыхе, он буквально тащит всю игру. К тому же он даркиец, так что всё ещё круче. Неунывающий самоуверенный боец (перк Неуязвимый), лишь в редкие моменты поддающийся унынию и вообще пониманию, что война это не игрушки. С него еще берет пример младший “браток” Зайга, тоже даркиец.

Забавно, но японцы как и в первой части перевернули все с ног на голову и перемешали. Вроде как Федерация (Европа) отбивает атаку на себя и идет войной на столицу Империи, которые как бы немцы, но по сути именно они – федералы,  как бы являются русскими, идущими на Берлин, и одновременно – немцами, потому что осуществляют операцию Северный крест – захват вражеской столицы, но в середине повествования отступают под давлением.. на джва месяца раньше наступившей зимы (навеянной местной Ледяной ведьмой, очередной Валькирией Краймарией) – чем не план Барбаросса, и зимний шок от Генерала Мороза на территории России? Забавно. Несколько смещаются акценты, в этом случае –  когда как дружественная нам 7-ой Отряд Алисии и Велкина обороняются, то команда Е (слышится в игре как И) наоборот наступает, превратившись, если не в агрессоров, то превентивных мстителей (опять же ситуация с русскими, идущими на Берлин, ответка). Но все равно имперцы злые, хоть и человечные – порой снова перегибают палку. Например, вешают местного барахольщика, разбазаривающего обломки-хлам  от имперских танков. Хотя и они как всегда человечны, есть хорошие честные дуэлянты на тактической войне, а есть недо-валькирии, две садистки, спецназовки с арбалетами, ученицы Бельгара (анимешные девочки атакуэ!), более коварного Глав-гада – его помощник полководец-интриган, которого мы знаем под другим качеством.

Забавно, как в ролике показывают марш на Столицу Империи: идет пехота (значок пехоты на спине у каждого из солдат), рядом едут немногочисленные танки, но солдаты ковыляют так, будто это зомби-марш. Забавно.

В целом всё ещё в игре немного коробит от наивности и пафоса, наигранной драмы – в целом бои, дружба, быт и эмоции вывозят – просто часто переигрывают, и зачастую ты можешь предсказать, что сейчас будет в скором времени – музыка нас к этому сразу подготавливает. Слышишь её – и сразу понимаешь, что сейчас будет нечто нехорошее, печальное или наоборот, оптимистическое или лирическое; или нечто бравурное – это к забавной ситуации. Федералы – хорошие (тут уже показаны без интриг и неоднозначности Союза в первой части), имперцы – плохие (но не все, а видимо только верхушка). Почему? Потому что! Чёрное и белое – так проще.

Музыка.

Музон не уступает первой части, ну разве чуть-чуть. Самая сильная – превозмогательная. Лирической и тревожной тоже хватает. Опять пианино часто всплывает в композициях, напоминая мне композиции  Theme Lenor из Rise of Nations: Rise of legends. Часть мелодий перекочевала из первой части – переделанная версия майн темы из конца первой части – как мне этого не хватало, звучит под конец и четвертой части.

Нововведения.

Добавили Минометчиков, верее Хренодеров… то есть простите, Гренадёров – что иногда дает сильное допущение. Как тяжелый миномет, порядка 10-12 кг, тащит на спине хилая анимешная девочка, да еще в руках тащит клеть с тремя доп.боеприпасами – это не реалистично. Может быть, всё это в жизни девочка и поднимет – но уж таскать долго не сможет. А ведь Минометчики носят на себе, подобно военным инженерам и подрывникам, еще и защитную броню.

Кстати, в нашем мире, Италия одна из последних стран отказалось от ношения кирас – в Первой мировой их еще таскали итальянские солдаты, как правило вооруженные пистолетами – чтобы уравновесить тяжесть носимого доспеха. Может быть еще отличились французы – переходя из 19 века в 20-ый, пересадили конных кирасиров в танки, оставив старое название: – ранее броня одевалась на солдата, теперь же солдат во всех сторон окружен танковой броне. Гляньте в  WoT – там танкисты  так и называются: Cuirassier.

Но, по крайней мере все Гренадёры неспешны, бегут медленно и недолго, однако компенсируя это неплохим охватом, как  дистанции стрельбы (где-то на четверть карты), так и радиуса взрыва мины, поражающем порой из закрытой позиции. Лучше подсвечивать-палить Разведчиком или Штурмовиком засевшего врага – и доставать врага на крыше дома или на холме, или за ним – про низину вообще молчу. К сожалению, если примерно прицелиться в толпу, иногда попадаешь в одного, если враги сильно рассредоточены; однако если они все близко друг к другу – достанется всем. По ощущениям это как бросок гранаты, только дальше и взрыв сильнее – обычно выживают только хорошо бронированные и элитные враги. На танки действует много хуже, хотя потом появятся модели минометов, специально лучше разрушающие бронированные цели (бронепехоту и танки). Но все равно, в этом случае Лансер надежней.

Сильно порадовали вводом Гренадёра в игру лично меня. Я еще помню, как меня радовали минометчики от Ордосов из Emperor: Battle of Dune – поставив пару-тройку на холме, можно было создать неплохой заслон из артиллерийского огня. Потом у нас появлялись самоходки “Кобра” – тяжелая артиллерия, и эта роль переходила к ним.

Во вражеских руках Гренадёры часто мажут, пока мы бежим по боевому полю, но если замешкаемся – то жди проблем: попавшая в нас мина контузит пехотинца и тот глохнет, передвигается с трудом, и скорее всего, его еще раз накроет следующей миной. В общем, они неплохо так нас напрягают, да еще порой стреляют с закрытых позиций, так что их ещё найти надо. В наших руках Гренадёры тоже практически боги войны – да, они уязвимы для Снайперов, да и для любого бойца врага, но возможности издали убить кучу врагов того стоит. К тому же прикрываем его, например Инженером, и ставим в труднодоступное место –  и полный порядок. Малый радиус бега мы компенсируем БТР, если есть такая возможность в миссии.

Немного отвлекает “кошачья снайперша” Кай, обладательница аппетитной задней части тела, что даже видно по ее бегу – бегает неспешно, так как центр тяжести закономерно мешает бегать быстро. Зато Штурмовики подобно герою серии книг “Космический Волк” Эдмунда Мура Гамильтона Моргану Чейну (как он прибеднялся: Эй, я создан только на короткие дистанции!) бегают быстро и резво – но недалеко. Но в любом случае очень полезны огневой мощью и в дальнейшем получаю огнеметы, которые зачастую закономерно игнорируют броню, сжигая врагов, на расковырку которых ушло бы много патронов. В целом изменений не притерпели, как и Инженеры, Разведчики и Лансеры: Снайперы для дальней дистанции, Лансеры взрывают бронетехнику, а Инженеры чиинят танки, лечат бойцов и раздают всем боеприпасы.

Никуда не делась модернизация в Мастерской оружия и танков; все на местах, прибавились еще улучшения к Кораблю “Центурион”, на котором мы в дальнейшем будет путешествовать. По мере прохождения нас осыпают медалями, трофейным и призовым мощным оружием – и новыми бойцами; при наличии DLC, то и из союзного 7-го Отряда придадут пяток бойцов: Рози, Ларго, Эди Нельсон, Исара, Алисия, Велкин – последний на своём танке-Эдельвейсе.

В общем и целом вторая и третья части Valkyria Chronicles была про каких-то ноунеймов-молодняк; новых героев, выпускников военной академии. Да еще и сильно моложе тех, что были в первой части – и были по мотивам, да и графика была так себе, так что их закономерно поленились портировать, но 4-ая часть по сути – это тень первой, так что е` и портировали – и уже довольно сносно перевели.

Бойцы и боевые тройки.

Бойцы зачастую шаблонны, порой скучны, но некоторые очень радуют индивидуальностью – например, типичный резковатый крикливый панк Саймон, долговязый и тощий, с ирокезом на голове. Невезучая ведьмочка Лили: ей не везет как самой, но порой и её врагам – вот парадокс, если ее не убивают, она, спешно всаживает пули в цель, во врагов – невезуха ушла к врагу.
Но всё таки проработка персов шагнула вперед – им не просто дали ожидаемые дружеские симпатии к некоторым бойцам, а углубили взаимодействие. Достигается это тем, что всех закадычных боевых товарищей поделили на “трех мушкетеров”, то бишь на тройки: прописали им небольшие тематические сценки (мини-истории отряда) плюс добавили по небольшой карте, где они воюют вместе. Все честно – мы в три хари должны смести немногочисленного врага с карты местности – и попутно сплотить их боевое товарищество. Зачастую состав не сбалансирован, но подогнан под победу на карте – порой встречаются по паре Гренадеров, или Лансер, Разведчик и Штурмовик.

Практически убрали раздражающие аллергии к чему-либо, как было в первой части,  но зато у каждого бойца в навыках будет висеть одна, но критическая и очень мешающая черта. Но не расстраивайтесь, когда мы немного сдружим наших бойцов и на специальном мини-задании мы сможем поменять минус на плюс: при победе каждый из тройки заменит свою отрицательную черту на положительную. Рекомендуется это конечно же делать в начале-середине Кампании, но это зависит от того, сдружим ли мы нужных товарищей, чтобы появились мини-миссии.

Ну и мораль, разрешение конфликта. Получилось жизненно, начинаешь лучше понимать и сопереживать каждому из такой тройки. Совсем редко попадаются двойки, например Гренадёры Луфф и Штальшрот. В общем и целом, если в первой части, по крайней мере, четверть персов была нам малоинтересна, но тут все иначе. Неплохо показали индивидуальности и взаимодействие в отряде. По сути, теперь отряд Е состоит из мини-отделений, закадычных боевых товарищей, боевые братства.

Добавили техники, и как следствие – уникальных водителей бронетехники. Во первых это неряшливый и – колюче-обросший водятел БТР-ки “Кактус” Дэн Бэнтли – видимо какова телега, таков и возчик, напоминающий чем-то Скраппи из Футурамы. Мастер на все руки, немного ворчун, мог бы водить танки, но предпочитает скромный БТР. Философ по жизни, добродушен, но не раскрывается перед другими без надобности.

Во вторых это водитель танка Ореол Рональд Элби, из смежного союзного отряда F, под предводительством рыжей боевитой Минервы Виктор. Нарочито английский персонаж – светлые волосы и густые нахмуренные брови (напомнил мне собственно Британию из анимэ-сериала Hetalia: Axis Powers). На удивление молод – хотя по хмурому виду можно дать и тридцать.

Много их. Райли и Кай я уже упомянул. Есть четыре совсем особых бойца-морпеха с Корабля – их удастся заполучить в конце основной Кампании, да и то после победы на всех Scirmish картах (первая страница). Это Луфф(и) – Гренадёр, Андре Дюнуа (Инженер), Серджио Мускулех: неожиданно не медик-Инженер, а Лансер) и Браян Хэддок (Разведчик). Обычно после их открытия (и если уже в команду попал Штальшрот, а также пара-тройка бойцов) мы получаем Медаль за успехи работой с персоналом. К сожалению обаятельную офицера связи Мари Бенетт не удастся затащить на поле боя, зато она будет так же тренировать наших пехотинцев на палубе “Центуриона”. Поначалу это будет делать сержант из войск, но ко второй половине игры многое будет происходить на борту “Центуриона”. Кроме того Капитан “Центуриона” Роланд Морген после войны уйдет также учить юнцов в академии на суше (Капитан Врунгель,блин).

Кроме того что порадовали Гренадёрами, так еще ближе к концу игры, и в результате наших стараний, мы получаем последнего уникального в своем роде Гренадёра Бена Смита, Штальшрота (Металлолома). С первых его фраз и внешнего вида мы понимаем – это Терминатор Арнольда Шварценеггера. Японцы его очень любят, потому сделали этакую пасхалку. Буквально всё намекает об невозмутимом убийце: перк “Железный человек”, тёмные очки, лицо и прическа, фразочки в бою. Если абстрагироваться, то Штальшрот был обычным бойцом, но со временем война откусывала от него кусок за куском, а медики заменяли конечности протезами, сшивали кожу, вживляли металлические пластины, после тяжелых ранений у него понизилось зрение (прописали тёмные очки), зашили лоб, укрепили нижнюю челюсть железной вставкой. Так что его внешность как бы обоснована войной, а также потерей всех боевых товарищей. Есть специальная миссия, на пару с Луфф, где он защищает её механической рукой от взрыва, а потом предлагает пойти с ним, если она хочет жить. Еще отсылочка!

Рандомный факт: СМИТ на нашей, русской раскладке, расположен буквами одна за другой – и слева-направо!

Довольно интересный, деловой, немногословный и суровый Гренадёр, хотя по лору его логичнее было бы сделать Штурмовиком с уникальным пулеметом, но японцам виднее – а может до Гренадёра он им и был. Вообще, продвигая новый класс  Гренадёров разрабы сделали многих персов именно ими – например, наша старая знакомая мехвод Исара, также – новый перс Райли. Хотя в общей сложности Гренадёры немногочисленны, как и Инженеры, но их все равно на удивление больше, чем последних.

Порадовала классовая неразбериха между “простолюдином” да еще и даркийцем Зайгой (так и хочется его назвать Зайкой) и аристократкой на войне Лансером Гертрудой Олбрайт – у которой даже есть перк “Чаепитие”. Бывший разбойник-панк Саймон, наглый сам по себе,  но теряющийся и становящийся вежливым при девушках. Отсылка на культуру из Франции – девушка в железной маске, ангельски красивая, но вынужденная скрывать свое лицо, чтобы укрыть свое благородное происхождение.

Оттуда же персонаж Флэр Валуа – у меня уже тогда зародились подозрения, когда она как Штурмовик носит броню – и вместе с тем в свободное время упражняется с мечом, который ей передал бывший рыцарем отец. Это же вылитая Жанна Дарк! (именно такая у ней была в написании фамилия, потом ее облагородили, добавив дворянский апостроф).

Вообще как я уже упоминал, изрядно дополняет характеры бойцов, их конфликты, дружба и соперничество через мини-миссии. Это порой очень забавно, порой печально  или поучительно. В целом всё предсказуемо, но подано с душой, и эти незатейливые истории греют сердце игрока.

Медаль за отвагу.

Над Кампанией придется попариться – как правило это касается и преодоления частых и достаточно длинных видеороликов и разговоров, когда как брифинги перед миссией сжаты и скрупулезны. Для одной из медалей нужно добыть всех солдат, также прокачать их до Капралов: в игре три стадии:рядовой-прайвит, боец 1-класса и Капрал. Некоторые персы имеют фиксированные звания, не меняющиеся по ходу Кампании. Также к ним приравниваются водители бронетехники. Им всем не нужно качать звания. Порой, как и Велкин в первой части, командир отряда Клод  Уоллес присутствует в некоторых миссиях не на танке, а как Разведчик с винтовкой.

Есть маленькая хитрость, вытекающая из наблюдений механики игры. Чтобы срочно перевести юнита в Капрала, нужно как можно чаще им завершать ход – и снова им ходить. По факту на самой простой карте то и дело всеми перебирать комбинацию – взять ход, передать ход. Примерно когда наберется 35-40 ходов по факту, то солдат получает Капрала, типа достаточно набегался в бою. Странная система, которую можно обойти, но так или иначе, любыми персами, которыми мы играем часто – мы Капралов и так получим, а вот другую часть бойцов можно качнуть и этим способом. К концу Кампании мы, как правило, получим самые легкие медали, а вот со второй половиной придется попотеть, всё даже замороченнее чем в первой части.

Трофейное оружие.

Усложнили добычу трофейного оружия у врага – лениво не создав систему учета, что-где добывается. Впрочем, так было и в первой части, но тут оружия больше. Помогают гайды. Как правило, образец оружия дублируется, так что один экземпляр мы добываем в миссии Кампании, вторую на карте в Scirmish-боях. Но если скрупулезно все это проходить, обязательно находить Асов, то мы и сами, без гайдов, соберем коллекцию, но все же есть шанс кого-то пропустить.

Миссия с бикини.

Как будто попки снайперши с ушками Кай было мало, для лулзов прикрутили пляжную миссию: добыть бикини в бою, а далее щеголять ими не только в том эпизоде, но и в дальнейшей игре – фансервис! Но забавно. Имперцы вообще офигели наверно от такой униформы.

Комментарий Имперского солдата: когда на нас шли в атаку бешеные дакрийцы с автоматами, это был ничего, когда приехали танки Федерации – было жарко, но терпимо. Настоящая жара началась, когда нас атаковали девочки из Федерации, одетые в бикини… Зимой, среди снегов. Нет, это уже против правил, мы так не играем…

Поёживается и отворачивается.

Нужно перебить всех Асов в специальной миссии, а потом во второй – всего одного. Можно вообще  убивать Асов, и по возможности расчищая карту – а в последний момент просто захватить флаг, который торчит в начале миссии. Врагов там много и все Аспекс, то есть круче Элиты. Таким образом вы можете потом менять униформу на пляжную. Кстати, игра зачастую сама переодевает наших бойцов в нужную по сезону, например, начав снежную миссию бойцы будут в зимнем же камуфляже, когда как на обычной – в обычной форме. Итак, пляжные костюмы получают основные персы: Раз, Клод, Райли, Кай, а также Минерва.

Персонажи.

Много пафоса, как-бы-драма и как-бы-любовь. С другой стороны, у анимэ свои особенности, так что если вы примете эти условия игры; будете играть как восторженный подросток, принимающий все творящееся за чистую монету, то от сюжета вы получите больше удовольствия.  Мораль простая, юношеская, молодежная и понятная – любовь, дружба, война и мир, предательство, сочувствие врагу, ненависть к врагу.

Плохих, скучных, никаких персов и “нетрадиционных” – как в первой части любителей мужчин\женщин (да и вообще эти спорные перки убрали, наряду с аллергиями) уже нет, добавили много симпатичных и интересных, брутальных – но не слишком. Тут и вечно пьяная, закономерно растягивающая слова Вэнди, несущая неудачу себе и врагам ведьмочка Лили, как-бы-финн-норвежец “природник” (в шапке-ушанке) Норид, немногословная снайперша Мэйбл (реинкарнация Марины), Оллард – инженер-недотанкист, обожающий танки, и как выяснилось, виртуозно чинящий их. То есть, если в прошлой части были раздражающие и вызывающие неприязнь персы, то тут если и попадаются такие,  то вызывают легкое неприятие, но в целом все приемлемы. В общем порадовали.

Особенно меня поразил перс Коннор Догерти: и так внешне похожий на меня, лохматый и с такими же круглыми очками, но и в описании имеющий строку: хочет написать свою книгу, но вечно находит повод её отложить. В точку, у меня точно так ж – хотя у японцев, да и других много таких недо-литераторов, которые все никак не могут взять и закончить свой проект. А в целом это собирательный образ, подходящий для многих.

Так же есть перс с квадратными очками, забавный в своей логике Гренадёр Яша Алатт. Математик и поэтому мыслящий такими категориями. Любовь? Что это, трудно просчитываемая величина? А какая вероятность свидания? Не понимаю… В общем забавный в своих попытках завязать знакомство с другой Гренадёркой. Заканчивается всё неожиданно.

Кроме членов отряда Е, после главы-миссии (DLC) “Тренировка с Отрядом 7”  нам дают и ветеранов первой части: Эдельвейс с Велкиным, Алисию (без валькирских способностей, но с мощным перком), парочку-тандем: певицы Рози и носящего баки и лохматого Лансера Ларго. Так же дали “настоящего лидера” Эди Нельсон. Сестра Гюнтера Исара (наслаждайтесь живостью этого персонажа), тут её сделали Гренадёром. Ну и хватит – и у них, кстати, фиксированные звания, которые не нужно качать. В целом приятный бонус и напоминание о событиях первой части. Ну и парочка Варькирий, дается после прохождения.

Девочка на борту “Центуриона”напомнила сразу две вещи: саму сущность Вэша Паникера из Trigan – живой генератор под видом человека. Второе – сразу два аниме: “Субмарина №6” и “Последний изгнанник”. В обеих присутствовала девочка-талисман, о которой все заботились. А в “Субмарине” ее роль так и не раскрыта – она нечто вроде оператора, души подлодки. Так вот, тут это совмещено –  загадочная, помогает всем и каждому, ее действительно можно назвать душой корабля. Как по мне, это очень продуманное и логичное продолжение традиций Подлодки №6 и воздушного корабля Сильваны –тут с “Центурионом” даже сложился, на мой взгляд, как бы третий элемент: Сильвина – воздушных корабль, Субмарина №6 – подводный, а мы в лице корабля “Центуриона” получили наводное судно. Все по фэн-шую: вода, вохдух и…, э, подводный мир. Все сходится, что меня порадовало. Да и вообще настрой боевого корабля, который  с половины игры становится нашей новой базой, да и команда его – все это где-то уже было. Команда правда подкачала, по сравнению с этими анимэ – матросики ничем не примечательны, но вот четверка основных членов экипажа и их Капитан – это зачет. Вечно бдительный грузный капитан, первый помощник, далее как бы француз-механик в машинном отделении, бортовой медик, оператор РЛС Луфф, офицер связи Мари Беннет – все это радует некой неплохой проработкой. Это такой довесок к нашему отряду Е.

Подполковник Клаус Вальц – чуть больше проработан, чем предыдущий оппонент Ради Ягер из первой части, и даже подан в квадрате по значимости в нашей истории – и снова тоже воюет и рассекает на танке, как и Ягер. Но тут ему посвящено больше времени, и скажу больше – отношениям Вальца и новоявленной Валькирии Краймарии отдано больше времени, чем ГГ Клоду и его подружки Райли. Как-то у последних формально все: Раз с Кай/Линой, сдержанный Клод с блондинистой, отзывчивой и умной (происхождением из СШ Винланда – аналога нашей Америки) дочки фабриканта и технического гения. У них как-то всё поверхностно, а вот у более взрослых Вальца и чуть инфантильной Краймарии все сильнее, если эмоции – то через край. Краймария вообще в бою жжет, кроме ярости и гордыни она всё же человечна, а Вальц так вообще самый неунывающий оптимистичный перс из стана врагов.

Клод, по сравнение с Велкиным, чуть жестче, в начале было устанавливает танк на живописной цветочной поляне (как Велкин, любящий полюбоваться природой), но тут же забывает любоваться просторами и отрывает другую, уже свою особую способность – чувствовать ветер, отчего может примерно предсказать как полетят пули и снаряды – а самое главное, может предсказать погоду в походе, например, намечающийся туман, снег и дождь. Это полезно. Клод Уоллес как бы делится на себя раннего и позднего: от неуверенного простофили, испугавшегося когда-то далеко в детстве, до решительного закалённого командира.

Линейка Кай-Лина, поначалу путает – и вообще замена парня Кая Шулен девочкой Линой, по крайней мере по документам, сходит с рук, но все знают о подмене в отряде.

Все штампы игр налицо: злодеи коварны – но порой глупы, высокомерны и заносчивы. Есть благородный в стане врага полководец –достойный противник. Всю игру не покидало чувство предугадывания – авторы подкидывают их, мы догадываемся что так будет – а через ход-два это и случается. Нам рассказывают про Снежную Ведьму (вообще-то про зимнюю: Winter Witch) – а вскоре  и она появляется. Вводится некий третьестепенный перс, хвалится тем, что у него жена ждет ребенка – и через миссию его убивают, классика. Также немного не совпадает то, что мы параллельно воюем с 7-ым отрядом против Империи. Где-то уже победили Максимилиана, а мы добиваем его Империю.

Кая то подозреваешь в том, что он шпионит на нас – против Империи, а быть может всё наоборот?! И отношение к его сестре Лине тоже меняется. В целом предсказуемо, но все равно интересный ход, трудно предсказуемый по результату выбора стороны. Тем более что Кай играет, по сути, за себя, для своих целей. Вспоминаем Фальдио Лансаада из первой части; у него тоже были в целом благородные цели, но посчитали его предателем, так и тут та же ситуация с Каем. Мутный персонаж, противоречивый, но ему даже сопереживаешь – и тем выигрывающий симпатии у однобокого Генриха Бельгара.

Кстати о нём. Генрих Бельгар не какой-нибудь там генерал, а просто важный ученый, глава Имперской НИОКР. По виду это седовласый дьявол-искуситель – хитрый как змей, и опасный как кобра. Что его роднит с нашим миром – у него осветленные глаза – он сильно поослеп в ходе своих экспериментов. Мне на ум сразу же пришел немецкий психолог Густав Теодор Фехнер, который аналогично подорвал себе зрение, ради научных экспериментов (разрабатывал психофизеологию и психофизику) и пялившийся на солнце: став профессором физики, в 1839 году, изучая цветовой и зрительный феномены, повредил глаза, глядя на Солнце. Горе от ума, чего не сделаешь для науки!

Бельгар – немного на него похож внешне. И внимание, читаем местопребывание Фехнера: Бранденбург, Пруссия, Священная римская империя, далее – Лейпциг, Саксония, Германская Империя! Думаю всё сходится и я точно угадал, кого имели в виду авторы, отчасти неплохо изучавшие достижения своего союзника  по Второй Мировой Войне – Германии. Неплохо бы помнить что некоторые японцы ездили в Германию учиться, работать и конструировать, к чему отсылает нас, например, анимэ Миядзаки “Поднимается ветер”. Тем более, что как раз разработчики игры и имели Пруссию в качестве прототипа Империи.

Так вот, у него в подчинении две недо-валькирии: Киара Росино – тёмненькая, и беленькая Никола Граф – экспериментальные пробирочные девушки, сопляки-гордячки. В бою дают шороху, но все же не так сильны, как ультимативная Валькирия Краймария. Их то и дело Бельгару проходится “калибровать” после каждого неудачного боя: это явно нечто неприятное и замешанное на психофизике, отчего обе становятся более безэмоциональными и более практичными. В целом разряжают обстановку, нужны для подтанцовки. Нет, ну вы серьезно? Две пигалицы пыхтя бегают по карте и разряжают в нас арбалетики. При попаданиях жалобно верещат и отступают, отчего их всё же становится жаль. Ну хоть им отряды импрецев дают для поддержки – отчего мы всё же напрягаемся. По сути это полу-куклы Бельгара, марионетки с промытыми мозгами, до такой степени психически нестабильные и фанатичные, что поводят хозяина в самые критические моменты – под конец, по сути Бельгар пожинает плоды своей жестокости расчетливости и бесчеловечности! В целом это слив – не чета принцу Максимилиану из второй части, который воевал до последнего (усиление), пожервовав всем ради призрачной победы.

Кстати, как и Краймарию, их дадут после Кампании – ничего сверх особенного, и мы понимаем их практическое бессилие против нас тогда: обе вооружены арбалетами спецназа, по одному выстрелу за ход, урон в 30 – и арбалеты Дуад нельзя поменять ни на какое оружие. В целом довольно крепки и мобильны, но всё равно не торт. Нужны для коллекции нам, для боя сгодиться, но больше баловство.

Форсети – неоднозначен, почти безумен в своих планах, он в результате узнавания правды о том, что Федерация проворачивает тёмные дела, переметнулся к не менее нечистоплотной Империи, но лишь затем чтобы осуществить свой план и кое-кого спасти, восстановить справедливость. Форсети знал, что в результате погибнут многие солдаты  и другие люди с обеих сторон – но принял условия игры и не отменил своих планов. Так он и мечется меж двух огней, пытаясь обыграть обе и выгадать для себя осуществление своего замысла. Его даже жалко, ибо он сражается за свою правду – впрочем как и все, по обе стороны конфликта. Настоящим злодеем его не делает хаотичность и то, что часто его планы как раз проваливаются. Создается впечатление человеке, который благими намерениями – дабы спасти меньшинство – все равно губит много жизней и мешает нам.

С другой же стороны Генрих Бельгар вполне подходит на роль главного ГГ-злодея – а ведь он даже не кадровый военный, а так, офицер-ученый. Тем не менее владеет всеми задатками безумного ученого. Целеустремлен, деятелен, здраво мыслит – и только под конец игры всё-таки становится немного безумным в своих планах, так что и тут всё предсказуемо. Но как оппонент он получился сочным – хитрый и коварный змей. К сожалению, его поведение в руках игроделов с закономерным исходом – под конец его делают тупее и безумнее.

Как в группе, так и на корабле, царит как соперничество, так и дружба и взаимовыручка. Куда-то ушла нелюбовь к даркийцам, зато часто задираются члены Отряда Е: то с союзным 7-ым Отрядом, в особенности с “пещерным человеком”(Cave man -“дикарём” по нашем переводу, как его обозвал Раз) – нашим старым знакомым Ларго; и его подружкой острой на язык Рози; то поначалу с матросиками с “Центуриона”. Порой есть и соперничество с Отрядом F, под командованием Минервы Виктор.

В целом всё это придает живой интерес Кампании, мелкие детали, подчеркивающие быт бойцов. Ну и стандартные любовь, дружба, взаимовыручка, долг и честь.

О Валькириях.

“Зимняя Ведьма” Краймария – во внешнем виде скрыта вся её суть: высокая тонкая шея и снежно-белая кожа; хрупкость человеческого тела – но в противовес этому довольно большая грудь, высокий рост и плотность тела. Вечно трагичное и обиженное лицо – и глаза всегда словно готовые заплакать. В общем она обидчивее и ранимее более зрелой, собранной и боевитой Валькирии Сельварии – но вызывает практически то же сочувствие. Местами новая Валькирия очень человечна, но часто впадает в гнев Валькирии, что является ее слабым местом – лаборанты её пытались контролировать и усмирить ее неконтролируемую ярость, не дающую ей использовать эту cилу на полную. В основном у ней три режима: то она тихая, то обженная, то в гневе.

Кстати, Краймария (можно также дословно перевести как КрикМария или ПлачМария), есть фамилия – ЛевИн. Также то и дело подмывало называть её КраймЕрией.

Краймария вызывает жалость одним своим печальным видом. Кажется, я знаю откуда взяли её образ – на это намекает её зимняя шапка – это персонаж аристократки Леди Maetel  из “Галактического экспресса 999” – разве что волосы перекрасили из золотистых в фиолетовые. Даже имя её намекает нам, что она изрядная плакса – лицо ее постоянно обиженное и печальное. Но это понятно – ей повезло меньше, чем например, более собранной Валькирии Сельварии – ту вовремя изъяли из лаборатории, а эту долго еще мучили\тестировали, старясь “откалибровать”. Нет, имперские ученые безумны по настоящему: мало того, что беспринципно тестировали подопытную, так ещё и играли с огнём – нужно было заподозрить, что однажды Валькирия взорвется и сможет уничтожить мучителей. Но скорее всего, долг перед родной страной и некие ограничители сдерживали Валькирию от такой расправы. Сельвария быстро завоевала доверие принца Максимилиана: показала силу и оправдала ожидания, когда как нестабильная Краймария обладая даже большей мощью, но не могла нормально ею владеть, то и дело срываясь (неустойчивая психика дала о себе знать). Поэтому ей и досталось от лаборантов больше. В одной из миссий DLC происходит их противостояние – мы можем победить за любую из них. В целом Сельвария вызывает сочувствие и уважение, а Краймария – жалость и снисхождение. Так или иначе, обе довольно хорошо получились как персонажи.

Кстати, она практически всегда путешествует с полярным белым волком Фенриром, и по сути, это её едиснтвенный верный соратник. Также связка\дружба Фенрир и Рагнарёк (Рагс) бутет в одной из миссий – Отряд без командира, где Рагс стал завязкой для этого боя.

Сельвария получилась отменной – высокая, подтянутая, слегка худовата для солдата, но дисциплинирована, собрана и на поле боя редко выходит из себя, действуя четко и молниеносно. Кроме всего прочего она изначально альбинос (бледная кожа, белые волосы и красные глаза), когда как другие Валькирии, например Алисия “осветляются” лишь в момент перерождения. Кроме того Сельвария обладает довольно внушительным бюстом. Звание полковника ей как нельзя идет (на момент DLC она еще в звании майора); вооружена шпагой, но основное оружие – древнее оружие Валькирий: щит и довольно массивное копье.

Краймария же вооружена магическим посохом – или нечто подобным (проводник е` силы), что делает ее типичной DD-девочкой-волшебницей. Вообще внешний вид намекает о Cнежной королеве. Носит фиолетовое платье, а поверх –шинель. Когда Снежная Ведьма бежит вперед, чуть наклонив корпус вперед, все это красиво развевается – шинель с рукавами и змеистые фиолетовые волосы, делающие обладательницу немного похожей на Медузу Горгону. У неё в оружии один недостаток – один режим боя, удар как у миномета, однако урон сильнее, да и поле поражения стабильно большое: врагов накрывает с десяток ледяных осколков (приходится ждать когда анимация удара завершиться, немного раздражает). Против пехоты оно ультимативно, даже если не убьет сразу, может отшвырнуть в сторону вражеского пехотинца. Как минус – эта атака слаба против танков, и практически бесполезна. Но две Валькирии хорошо дополняют друг друга. Рекомендуется брать их, когда мы их откроем ближе к концу игры на самые сложные карты Skirmish.

Игра.

Далее, как и к первой части у меня нет нареканий к этой игре – не слишком требовательная, загружается быстро, картинка приятная. Ни вылетов, ни багов (в прошлой в первой части уловил всего пару, да и то очень редких и случайных).

Японцы зачастую очень часто “вылизывают” игру, по-восточному доводя её до совершенства, допиливая и улучшая, чем отличаются от США и Европы, у которых нередко бывает аврал и они могут себе позволить выкинуть на рынок продукт сыроватым. Тут же японцы как всегда совестливо подошли к игре: как к оригиналу, так и к портировке.

Так почему же не портировала предыдущие вторую и третью части? А там совсем кадетов вперед выдвинули – и в первой-то коробило то как маленькие анимэшные девочки бегают и раскидывают матерых мужиков-противников. А раз вернулись к более приемлемому сценарию, где персы либо 18, либо 25 лет, то и решили портировать. И не зря. Эта линейка игр такова, что пройдя одну часть, через некоторое время хочется того же – и следующая часть это даёт, но немного изменённый набор миссий и карт предоставляет, ну может еще пара кардинальных изменений, например, в геймплее или истории мира и лора: не лучшая идея, если вспомнить экспериментальную Valkyria Revolution 2017 года.

Не знаю за что поругать игру – разве что за скачущую, вариативную сложность (зависящую порой от нашего подбора команды) – а так по моему мнению игра идеальна. Даже можно сказать когда игра резко скачет в сложности: после 4-5 карты в Кампании, резко становится сложно.

Очень игра осторожная и тактически лояльная к игрокам – сказывается опыт малопопулярных вне Японии “детских” второй и  третьей частей и совсем-почти-не VC – Valkyria Revolution на PS4. Тут слегка понизили сложность (но местами все же традиционно “подгорает” на боссах, заставляя изучать карту и заучивать действия противников, вырабатывать тактики и комбинировать приказы, что есть плюс), сделали бойцов очень симпатичными, которыми приятно играть, они как родные, нет совсем отталкивающих. Постарались с историей, даже сделали отсылки, Отряды Е, F и 7-ой взаимодействуют и даже параллельно забарывают Империю. Обычно сложно вписать нечто новое в уже завершенный сюжет, но тут это удалось. В общем по стопам первой, оставили многие фишки, немного добавили – класс Гренадёров и мелкие RPG-шмотки, но это только в плюс. В общем лучше старое-доброе, чем революционно-провальное.

Как и в первой части на Очки Опыта качаем самые часто используемые классы, и потихоньку к ним подтягиваем “отстающие” второстепенные. Но порой нужно угадывать –  и вообще, как видим, что повышение этой группы приведет к новому Приказу – стремимся к нему.

Нарекание ко всей серии VC: ИИ на пещерном уровне, минимум алгоритмов действия, только простые схемы – добежать выстрелить, захватить флаг – но это порой эффективно со стороны врага. Опять же помножьте это всё на количество врагов и техники  – и проблемы у нас против ИИ будут. Порой враг действует логично, но по шаблону – мы, кстати, из механики игры должны действовать также, если хотим добиться результата; он вместо того чтобы попытаться нас застрелить издалека, подходит почти в упор и стреляет – да и как иначе – от расстояния резко меняется шанс попасть, мы делаем так же, но со стороны ИИ это выглядит так, что враг настолько слеп, что подбегает в упор через всю карту – и по факту сам подставляется под удар нашего следующего хода.

Графон – приятный, под акварель, но если подумать, движок чуть улучшили, не меняя его в корне –как был 2013 так и остался таковым в 2018 году. Консервативно, но некоторые графоманы будут не в восторге. К счастью игры, дизайн акварельный вывозит за счет стилистики, и 7-10 лет для этой игры не помеха: выглядит симпатично и как минимум приемлемо. Музыка не изменилась, многие старые мелодии есть и тут: бравурные, марши, лирические нотки.

Говорящие головы – в роликах лица чересчур гладкие и лишенные деталей, мимика скудная, но если привыкнуть то ничего такого страшного: стилизация под комикс, очень много видео-заставок, очень растянутое повествование – но большую часть читать диалоги и следить за историей реально интересно – но кто-то сочтёт за минус. Но это фкусовщина и к этому легко привыкнуть, опять же соблюдается свой стиль. Это интересно – слегка пафосно и наивно, но всё же. Как занятное анимэ посмотрел или книгу почитал, плюс в битвы порезался: где-то 55-60% в игре – истории и 40-45 %  – боев. Да, вот так.

Интересная деталь: при разговорах в снежных локациях изо рта идет пар.

Все это мелкие придирки, не умаляющие достоинств игры. Я бы сказал, что игра всё же не шедевр, но в своем жанре это уникальная достойная серия, также это очень-очень хорошая игра, с парой особенностей и интересной историей – своей стилистикой и интересными боями порой бросающий нехилый челлендж.

Много контента, часть рассчитана на прокачку и докачку и многие часы игры: от 60 до 100 часов, если вы хотите открыть всё. В целом примерно 40 часов для истории, на истории отряда по 7-10часов, и на карты с повышенной сложностью – ещё с десяток. В целом на основную часть затрачивается 40-50 часов, на дополнительные карты и миссии – еще по 20, а добивание ачивок и добывание всех медалей, как раз дотягивает до 70-80 часов. Кампания: суммарно 12 часов роликов!

Забавно, но наиграв около 55 часов,  я сделал перерыв, а потом решил добить все карты и миссии, но игра немного неприятно удивила: японцы как-то не подумали и ограничили счетчик проведенного времени в игре: он останавливаться на отметке 59:59:59. Перфекционисты и скрупулезные люди негодуют! Не смертельно, даже забавно, но немного удивляет такое.

Вполне возможно, что это фишка была и в первой части – там я всё открыл за 56 часов – и до отметки в 60 не доходил. Странно, но это при том, что я прошел Кампанию раза три…

В конце Кампании, как бы мы не старались, как минимум нам повешают на шею пару убитых – как ни странно, никак не учитывается Раз, но зато засчитывают погибшую за кадром Кристал Вард, подчиненную Минервы, а так же того солдата, который прикрывал одного из ГГ и погиб первым. Кроме того, если вы не берегли своих бойцов и у вас были погибшие, они соответственно будут учтены как мертвые, когда как другие зачтутся как “остался жив (-а)”. После первого прохождения будет дан этот список. Как правило, это начальная концовка, а истинную мы сможем открыть позже, переиграв результаты войны. Но по сути первая концовка – самая честная и логичная, со скромным неполным хиппи-эндом. Кроме того, у пары ГГ будут перки базирующиеся как раз на гибели\памяти о товарище.

Эпилог куцый, финал как будто смазан. Лорд Бельгар, такое впечатление – всю первую половину игры был мудрым и коварным врагом-учёным, а под конец дабы хоть как-то соответствовать ситуации, ему сказали за сценой: а теперь отыгрывай съехавшего с катушек злого гения, который внезапно еще и поглупел  – и выпихивают на сцену! И конечно же после такой метаморфозы он очень быстро сливается. Ковырять супер-мега-танк, в котором он сидит, либо слишком сложно и муторно – либо слишком легко, если точно следовать выигрышной схеме (даже есть гайд как это сделать). В общем и целом, пройдя игру в первый раз – превозмогание, типа-драма, проводы “Центуриона” и… конец, далее эпилог. Очень как-то разочаровывает, особенно если вспомнить напряжение и финал первой части.

Но, разрабы это предвидели, поэтому прикрутили истинную концовку, она открывается после хитрых манипуляций, возвращения к незаполненными страницам (а они будут, чему поначалу удивляешься), нужно пройти пару ретроспектив-карт и тогда откроется финальная концовка, попутно мы еще немного узнаем о чаяниях и секретах и моментах ГГ отряда Е.

Как-то быстро наш поход заканчивается – еще на последних миссиях ощущается усталость, из последних сил – и война тихо заканчивается, где-то близ Столицы Великой империи – напомню, что к  тому времени Империя уже лишилась Императора Максимилиана, и поэтому была уже готова капитулировать, а походом на кораблях Федералы просто хотели поставить жирную точку, нанести окончательный удар и обезглавить Империю, снеся Столицу.

Моральный выбор Клода в этот момент, который несмотря на потери и горести со стороны Империи, не стал завершать всё совсем уж плохо – сочувствие к врагу и здравомыслие возобладали. По-человечески всё завершился перемирием. Сильный ход, тем более что Клод накануне многое теряет, но решает не идти на поводу мести и геноцида.

Перевод.

Есть пара-тройка неофициальный переводов, я нашел в одной всего с тройку “отчепяток”: в паре миссий за тройки бойцов, в частности за Саймона и пару девчонок, потом в еще одной мелочь, и в миссии Кампании, где мы с Разом и Клодом стреляем за Кай/Лину – “вянтовки и предозначение”. Еще где-то есть “Кай Шулен, любовь к разу” – Раз с маленькой. В целом это 1% от перевода, в основном всё остальное приемлемо и без ошибок.

Приказы.

В целом по описанию мы сразу можем понять что нам пригодится. Самые полезные это Приказы на пробивание брони вражеских танков и уничтожения живой силы противника – как одиночный так и массовый, на всю команду: что особенно полезно, но обычно такая имба дается ближе к концу игры. Прорыв туда же – игнор защиты противника. Остальное ситуативно или просто полезно: защита брони своих танков, уклонение бойцов, точность, точечный огонь по одной цели, общая критическая атака.

Также сильно помогает то, что можно дополнительно назначить одного бойца лидером, и тогда будет доступна такая тактика:Прямой приказ Лидеру – Командир может вести за собой до двух бойцов. Выбираем, например, Клода как Разведчика, он ведет за собой другого Разведчика, у Комнадира кончается ход, но он передает ход другому Разведчику и тот продолжает идти к Флагу. По сути, первую половину пути второй Разведчик  не тратил свой ход – просто шел за Командиром, а потом в последнем рывке вполне может достать до Флага. На больших картах так можно добраться до Флага за один ход! Интересный инструмент победы, но конечно же его дают нам ближе к концу Кампании, когда и миссии будут крайне нечестными и особо злыми.

Также особо стоит отметить Мощный взрыв и Импульс взрыва – первый увеличивает взрывную силу брошенной\пущенной из ружья гранаты, а второй – для Гренадёров и их миномета – увеличивает радиус взрыва снаряда\взрывчатки! Именно им надо пользоваться когда мы ковыряем в конце танк Бельгара – надо накрыть одним залпом все генераторы!

Вдохновение – повышает боевой духбойца. Почти RPG-заклинание: восстановить бойцу часть HP и всё здоровье (Лечение и Первая помощь). Также есть ультимативная Исцеление +: двойное восстановление союзнику Очков здоровья. Можно “лечить” и танки – Аварийный ремонт. Внезапно Антидот (скорее Панацея\Вакцина – аднитод тока от яда), нанимающие негативные, типа контузии, состояния. Пополнение амуниции – на случай если нет, или далеко свои Инженеры: Снабжение и Общее снабжение.

Особенности.

Снарядили три мега корабля пройти к столице и … уничтожить её. Нам намекают о реакторах, и мы вполне логично подозреваем, что возможно, придя в порт, эти корабли выполнят свою миссию-камикадзе – иначе никак не покорить Столицу.

В снежных миссиях, хотя бойцы и увязают в снегу, но не оставляют следов. Зато проехавший танк оставляет колею, да и пехотинцы, наши и вражеские, при гибели и падении в снег порождают лунки. Я сначала думал, как они удачно падают в ямки, но потом понял что они же их и генерируют, стоит только телу упасть в снег.

Два Лансера и больше, дополняют друг друга (ракетчик и любой стрелок – нет). Также танки – то есть объединяются все, кто стреляет однотипным снарядным оружием. И так как в игре можно выстроить в ряд от трех до четырех солдат, то создается тандем – если сильно постараться, а кроме того есть риск поучить в толпу снаряд – также тандем из двух танков (Эдельвейс или Ореол и Хафен) и Лансера. Другое дело, что один-два из них могут промазать, но чем ближе расстояние, тем шанс что все четыре заряда попадут в танк. Танк может не поддержать Лансера – если они оба стоят на определенной дистанции: например Лансер не дострелит, а танк всё же дотянется  до мишени – нужно более близкое расстояние  для обеих стреляющих – так как для выстрела нужна близость танка и бойца.

Никуда не делись битвы. Появились еще мини-битвы – если мы раскрываем тандем (обычно это троица из отряда), в бою они “спелись” и нашли друг друга – в сосуществующем разделе отрывается их маленькая сближающая история, одна тематическая боевая карта боя, в которой надо победить. Но всё равно желательно знать из гайдов, кто к кому предрасположен, чтобы не перебирать бойцов.

После прохождения Кампании покрываются сложные битвы, глава DLC “Две Валькирии”, после которых дают обеих, плюс две морковки-спецназовки, Бельгарские подопечные.

В игре 18 глав, карт есть битвы Skirmish,также карты мини-отрядов-триад: до 16 – и специальные карты с повышенной сложность (одна, две и три звезды).

Появились пара танков – “Ореол” группы F и БТР, что напомнило мне игру, схожую по духу и технике – Advance Wars на GBA; там тоже можно было загружать в БТР пехоту и высаживать прямо в бою, а если отдать команду Supply, то пополнял боекомплект и горючку близстоящим солдатам и технике. Причем БТР жертвовал горючкой из своих запасов и после нескольких таких заправок других, мог истощить запас хода и стать без горючки на месте сам. Все продумано. Кроме того он мог принимать на себя удар врага, до поры до времени стойко держа удары врага, пока не погибал или не отступал, не имея чем-либо ответить врагу. В этой же игре БТР “Кактус” вооружен пулеметом.

Пожалуй, кратко опишу AW в следующей статье, раз есть некоторые параллели у этих двух игр. Собственно, в Мастерский апргейдим БТР и танки, ставим детали (мехвод Майлз) и до кучи модернизуем корабль “Центурион”. Для полного доступа к апгрейдам к некоторым секциям нужно будет пройти Кампанию и открыть Лазарет, где за очки Репутации можно будет купить финальные апгрейды для “Центуриона”. Там же можно там же накупить всякой всячины, даже есть четыре категории рандомного наградного оружия (цена возрастает с качеством стволов:1000 – 5000). Репутацию мы будем зарабатывать в Skirmish оставшихся мини-боях, за некоторые сложные дают прилично Репутации, за другие – более скромно. К тому же их можно и переиграть, так что мы довольно быстро скопим на все апгрейды и подарки.

Как прокачать персов –по моему, они качаются только в основной истории, в Кампании. Есть метод с переходом\пропуском хода.

Если интенсивно проходить Кампанию (а я наоборот, отвлекался на каждую битву Skirmish), то мы то и дело будем получать новобранцев. И с огромным удовольствием я получал все новые и новые лица, которые мне нравились – за редким исключением, новобранцы радовали своими простыми, шаблонными, но понятными характерами, очерченными парой штрихов, и каждый со своей изюминкой.

Еще с первой части хорошим тоном было заглядывать на Кладбище прежде чем тратить опыт на тренировки. Так и тут – заходя в Личные покои мы можем по мере продвижения по сюжету натыкаться на небольшую сценку и по окончании которой получать полезный Приказ. Приказов много, но четверть из них самая, как дорогая по Очкам Командования (OC), так и самые полезная:

За успешную и продуктивное окончание миссии вам могут дать модернизированное призовое оружие, медаль или даже аксессуары, которые можно теперь в меню распределения отряда, навешивать по одной штуке – на одного бойца. Это и прицелы повышающие точность, и пули против пехоты\ танков, талисманы, бронежилеты и прочее. Маленький РПГ элемент.

После каждой битвы желательно заглядывать а Мастерскую и апгрейдить броню оружие, детали танков. Порой они приходят сразу, порой через пару-тройку сюжетных миссий. Можно вообще на время на них забить, чем более если нам не хватает Дукатов – местной валюты их оплатить.

Многие персы сами по себе, по дизайну говорят сами за себя. То, что Райли американка (винландка), говорит её белая звезда на поясе). Кай/Лина носит форму немецких егерей (её еще носил Ганс Гюнше, немногословных вервольф из анимэ Hellsing), что немного намекает нам о предпочтении сторон. Прочем в игре происходит своеобразная рокировка свой-чужой.

Забавно, но США тут это СШВ: Соединенные Шпаты Винланда. Винланд – первое как бы истинное название Америки, данное приплывшими в незапамятные времена викингами, типа земля вина и винограда.

Немного намекает нам о фарсе и легкой несерьезности анимэ-аксессуары: “рожки” Райли, бантики у других воительниц и ушки на кепке Кай.

Забавно, но как истинный хулиган, Раз сначала лапает Кай за задницу, а потом, позднее, на полном серьезе признается в любви – у него ведите ли проснулась романтика. В целом логично, был несерьезным пацанчиком, но пройдя ряд битв и пережив кучу неоднозначных ситуаций с  снайпершой, он понял что испытывает нечто большее, чем просто влечение. Прям как в жизни! У Райли и Клода все целомудренней, их история осторожнее и неторопливее: оба они поначалу скорее друзья детства, чем возлюбленные, и долг и ответственность у них на первом месте. Так что главная лав стори это Краймария и Клаус Вальц.

В этой игре  большинство бойцов это либо едва получившие статус взрослых, бывшие подростки от 18 до 25 лет, за редким исключением матерых ветеранов за 30. Это уже лучше предыдущих двух частей, где мы гоняли уж совсем школотой-подростками, и ближе к первой части.

Появилась способность применимая почти к любому бойцу Last Stand – типа из последних сил, перед смерть скосить врага очередью и с чувством выполненного долга упасть замертво. Последний шанс. Вроде бы мелочь – а атмосферно. К тому же иногда это действительно дает шанс изменить ход боя.

В связи с тем, что появились Гренадёры, враги чаще стали прятаться под навесами, особенно в skirmish-миссиях с повышенной сложностью. Но их можно оттуда выкурить Снайпером, броском или выстрелом гранаты, или просто расстрелять. Но Гренадёры рискуют потратить выстрел впустую, если попытаются накрыть врагов сверху – крыша не даст нанести урон.

Дистанция кроме снижения\повышения урона оказывает влиянии на поддержку – если цель далеко, то рядом стоящий боец не поддержит огнем по цели. Так же и с танками – выстрелит один, но не второй, если у него радиус поражения оказался короче.

Хорошая связка: два танка и Лансер. Либо один танк и пара Лансеров – один начнет, остальные ракеты полетят туда же. Обычно подгонял пару танков и между ними втискивал Лансера-двух (прикрыв их корпусами танков от пуль). К сожалений не в каждом бою такое можно провернуть, либо для этого нужно попариться.

В игре четыре единицы бронетехники: “Хафен” Клода, универсальный, под ситуацию “Ореол” (можно навесить огнемет, пулемет или пушку), БТР “Кактус” Дэна Бентли, и если есть DLC – “Эдельвейс” Велкина.

Опять же как и в первой части есть выбор: при русских субтитрах, японская или английская озвучка. Английская для первого прохождения  – и тем более, что делали игру японцы, но как бы там нарочито европейские персонажи, так что английский тут более аутентичный, а японская озвучка– для второго и большего погружения  в игру.

 Дэн Бентли и его “Кактус” изрядно помогают с победой, в частности загружает до трех пехов и везет, принимая на себя выстрелы. Далее можно их высадить, если закончить ход “Кактусом” и далее навестись на карте на БТР, нажать Приказы (F) и Высадка. Высаженный перс тут же берется под контроль, Гренадёр например, высаживается сразу в пешем состоянии, а не развернутом, сидя с минометом. Также БТР помогает доставить Разведчика, если повезет – прямо к ключевому Флагу, после чего высаженный Разведчик легко его захватит. “Кактус” не имеет вооружения кроме пулемета, довольно слабенького, проще расковырять врага Штурмовиками. Но с транспортной ролью “Кактус” справляется на ура.

Механика физики игры немного кривовата и забавна – и это во всей серии. При гибели тело пехотинца может извернуться, крутиться как акробат и зависать, подергиваясь на мешках с песком и карнизах – потом правда всё же затихает. Кроме того, от мощного выстрела или взрыва тело может отнести далеко. Но не это главное, механика игры заставляет тело бойца выстрелом снесенное с высоты (с крыши, горы или вышки) через пару секунд вернуться туда, где его убили – чтобы показать результат попадания – тело помигает и окончательно утвердится в виде трупа на земле. Забавно, если враг еще жив, только ранен (Кац только контужен!): его снесло вниз, но по той же механике он “взберется”, буквально вознесется наверх – и как не в чем не бывало встает на ноги.

Кроме того, когда во врага попали, он обычно контратакует, но взрыв часто сбивает его с ног и он в этом случае не дает ответного хода (применимо и к нашим бойцам). Отчасти можно застать врага врасплох (маркер Неожиданное нападение, например со спины), повышенный критический урон, плюс враг имеет шанс тут же умереть. Это происходит когда враг стоит\сидит к нам спиной или боком.

Порой врага можно вообще ошеломить – если например, мы в него попали Снайпером с дальней дистанции, враг повернется в нашу сторону, но не будет контратаковать, а над его головой высветится значок потока слез (или пота). Это показатель того, что враг получил нашу атаку, но не сможет на нее ответить – ибо дистанция слишком высока для его оружия. Интересно, он запарился или заплакал? Забавно.

В одной из карт на сложность (красная звезда) нам дается задание нейтрализовать Вальца и Краймарию. Немного непродуманно по игре, но можно взять на этот бой нашу открытую ранее Краймарию. Теперь одна Краймария будет сражаться с другой. Кроме того, обе Валькирии (Сельвария) будут не лишними – прикрывают эту парочку элитные Апекс отряды врага. Кроме того, если вражеский танк “Вулкан Прокус”: в два наших танка и Лансера расковырять можно, лучше всего с Краймарией справиться Сельвария с её энергетическим лучом. Клаус Вальц внезапно стал некромантом – у него есть приказ: воскресить всех павших – по крайней мере половину, а во второй ход –   вторую половину. Очень неприятно.

По мере роста мы – и враги появляются – со званиями Элита и ещё более крутая – Апекс. Повышенный урон и толщина HP прилагаются.

Взрыв мины оглушает, в лучшем случае мы движемся медленнее, в худшем – падем на землю, и следующая мина может снова нас накрыть. Отчасти поможет быстрое нажатие кнопки прицеливания ПКМ – и тут же отмена и попытка убежать. Часто, даже если мы стоим на месте, две мины попадают в нас, третья как правило пролетает мимо. Но все равно, попадание более чем одной-двух мин выдерживают только Лансеры. Кстати, враги, такие как Апекс Штурмовики и Лансеры, часто требуют аж пары ракет в упор, вместо одной, да и из самого лучшего пулемета могут принять две-три  очереди. Но никто не отменял гранаты и огнемет – взрывчатка на раз справляется с большинством врагов. Солдатам за пулеметами и ПТ пушкой лучше стрелять в голову – если прицелиться в орудие, есть шанс вообще не причинить урон стоящему за ним бойцу.

Другое.

Кампания: 18 глав, 5 интерлюдий (помечены зелёным) 29 битв.Особо стоит отметить: Галлийский снайпер, другая Кай. Любопытная стелс-миссия, Раз и Клод помогают Кай.

16 историй отряда, последняя карта – троица моряков.

Забавные мини-миссии: Любовь и логика. Девушка в железной маске. Проигрыш картежника. Вредители. Сильные и серьезные: Оставшееся наследие. Параллельные миры. Честь, гордость и сожаление. Невольное одиночество. Молитва о погибших.

Жаркое перемирие – фансервис плюс к Пляжному заданию, уж какие японцы без горячих источников (даже в снегах найдут)!

Снайпер Норид долго не был с людьми, водился с волками, поэтому отстраненный прагматик – отшивает флирт со словами: ареал обитания уже переполнен людьми, я не в настроении спариваться – прямодушно и честно.

Снайпер Леонардт Штраух типичный артасоподобный принц-паладин: аристократ с соответствующими речами и манерами.

Адзуса Тсукикаге (время тени или месяц тени) – нарочито неожиданно японский персонаж: если разрабы поставили его в своей игре, где только европейские персонажи, это что-то значит. Как выяснилось, она засланка из далекой восточной страны (такая обтекаемая формулировка была в Bloodstained – Ritual of the Night у мечника Зангецу), дабы разведать, что к чему. Это возможный намек на новую войну, уже с местной Японией. И вообще эта Адзуcа из клана ассасинов-убийц, отчего у неё такие навыки боя и стелса… Я шучу. Или нет.

 

DLC.

Единый фронт с отрядом 7 (3 карты), последняя  –  для Гренадёров Райли и Исары.

Отряд Е, Все на пляж!  (2 карты). Возможность получить пляжные костюмы для основных персонажей.

Отряд без командира. (3 карты)

Наступательная операция  –  дают членов 7-го отряда плюс один бой.

Две Валькирии. 2 битвы – за каждую.

Битвы.

Битвы: одна звезда: 10 карт.

Две звезды: 3 карты.

Схватка элитных отрядов (три звезды). 6 карт.

Лазарет.

Открывается к концу Кампании и дает возможность купить:

Открывается музыкальная комната.

Поднимается потолок с 20-го  уровня по 30-ый для раскачки всех специализаций.

Смена формы – летняя и зимняя.

Наградное оружие от 1000 Дукатов первого ранга, до 5 ранга по 5000.

Разблокировка для Локатора, Артобстрела и Экстренного ремонта –  для Корабля “Центурион”.

“Жаркое перемирие”, интерлюдия в Дневнике.

Поначалу Репутации будет мало, но если пройти все карты на элите, то останется еще до 80 000 очков, так что неплохо – и хватит на оружие.

Вердикт.

Неплохо эту игру описал товарищ Danny of the Dead в видео Обзор игры Valkyria Chronicles 4 (2018). Хроники Валькирии 4.

Достойное повторение… продолжение серии. Многим будет любопытна, даже тем кто анимэ не увлекается – сложноватая по механике и прохождению местами, но если абузить некоторые фишки игры,  по типу дающих преимущество (зачатую враг также ими пользуется), то выходит сносно, хотя все еще остается каверзный рандом попаданий\промахов. Игра часто честно себе подыгрывает: Элитный\Апекс пехотинец, да еще и за мешками с песком, в двух случаях из трёх (я проверял) обязательно ляжет на землю и избежит попадания. Помогает огнемет или граната. Приказами  можно облегчить себе задачу, порой захватив флаг и закончив миссию за один-два хода.

Всё как и с первой частью: многим людям далеким от анимэ (но любящим тактические игры) игра всё же понравится. А уж анимэшники и поклонники первой части вообще будут в восторге. Вторичность игры – это да, но в целом, повторили и ничего не испортили. Игра практически не поменялась, она просто рассказала ту же историю войны Атлантической Федерации (Союза) и Империи. Предложила новых врагов и солдат, историю любви и дружбы, войны и мира, новые карты, возможности и челленджи. К My waify Валькирии Сельварии Блес (ей идет это имя и вообще похожа на персонажа Сильвер из рассказа МакМастер Буджолд  “В свободном падении”), добавили Северную ведьму Краймарию Левин – томную и печальную, очередную Валькирию. Бои и история на высоте, игра как тактическая от третьего лица, в своем жанре отличнейшая. В общем все как всегда – и это неплохо.

Добавить комментарий