В 2007 году, после менее чем двадцати лет, вышло продолжение Ловушки для кошек – Кот апокалипсиса – он точно практически не детский, и получилось посредственно, кого не спрашивал про этот мульт, ответ про него был – ну такой… На старом фане ещё можно посмотреть, но мульт явно рассчитан та тех, кто вырос на первом мульте – и в большей степени, акцент смещен в сторону кошек, те как бы наносят ответный удар.
Мульт этот более взрослый, довольно мрачноватый и даже грустный: Грабовский постарел; выжил из ума и впал в маразм Поляков, а Адлингтон превратился в совсем серого и тупого управленца, который стучит ̶п̶о̶ ̶с̶т̶о̶л̶у̶ ̶б̶о̶т̶и̶н̶к̶о̶м̶ по приемнику кулаком, пытаясь его оживить, когда как помехи в нём идут извне. У Грабовского есть как потери, так и пополнение в семье.
Новый как бы герой – самоуверенный Индиана Джонс этого мира, путешественник-англичанин Стэнли Генри Морган, на беду забредший в дикие джунгли и растормошивший диких и свободных котов – поведав им, что они уже не господствующая раса. Те призвали аж из самого ада демон-кота, и под его мудрым руководством стали снова захватывать власть у мышей. Очень много отсылок к первой части и самоиронии. Адский кот прекрасен, также забавны два лидера племени – увалень-кото-вождь и мелкотравчатый котишка-шаман Миока. Классическая почти пара – командир и священник. Постоянно грызутся.
В придачу к Стэнли дали волосатого местного Тарзана (судя по фирменному крику), говорящего хриплым голосом, но скрывающего свою тайну – и это предвзято и наиграно.
Появление Стэнли символизирует о том, что сейчас уже появились новые герои, но они пожиже – но все же, у мышей есть находчивый, смелый и решительный мышь-герой – новое поколение, если ещё учесть местного “Тарзана”, вернее Торзона или даже тарзанку… Ибо прыгает по ветвям с помощью лиан лихо.
Финал немного грустный, хотя все вроде бы нормализовалось – просто замечаешь, что мульт уже через силу, да и времени прошло немало – о чём нам он намекает: у многих тогдашних детей, что смотрели первый мульт, в 1989-ом, уже у самих давно дети. При бюджете в 3 миллиона мульт собрал всего чуть более миллиона сборов, что очень скромно. Да что там, разве что сами венгры разглядели продолжение, некоторые вообще про него не знали. Ещё раз хотели повторить успех первой части? Команда его рисовавшая, осталась та же, со времен первой части, разве что манера рисовки чуть поменялась, погрубела что ли, плюс новомодные спецэффекты появились. В целом, вышло хоть и модерновее, но всё равно слабо.
Кстати, во второй части воскресили тех котов, кто вроде бы погиб в первой (хотя и там под конец мелькала пара вроде бы погибших ранее) – например, пиратов с подлодки (капитан и угонщики самолёта). Также показали уже кошачий интернационал: кот с унылой мордой, с длинными волосами и красной повязкой и пулеметом (Кот-Рэмбо), а также рыжий и толстый кот с ППШ – в телогрейке и шапке-ушанке. Уж куда прямее и прозрачнее намеки… У котов тоже интернационал. В целом, обстебали как себя, так и другие клише, в том числе и голливудские. Если учесть, что эта франшиза появилась именно как пародия на многочисленные боевики, то это доброе продолжение этой традиции.
Персонажики.
Крысы.
Горькая самоирония: крысы-гангстеры постарели, вышли на пенсию, разжирели, обрюзгли и опустились. Это грустно и цинично. Хотя, даже в отсутствии доминации кошек покрутели – вон, даже крутая тачка есть, но ума не прибавилось, наоборот. Грабят по законам Роберто-Шеклевской “Планеты Транай” – дабы обеспечить круговорот полиция-криминал: кошки уже не конкуренция, а работу оправдывать полиции надо. Вот и воруют по лицензии, а полиция потом возвращает награбленное.
В целом, крысы взяты только для ностальгии, ибо особо ничего в мульте не делают. Ну, немного веселят, но и удручает это немного. Но, к слову сказать, Бадди превратился в настоящего, престарелого итальянского мафиозо – в модном костюме, а Патти еще и подтянула до неплохих высот своё кунг-фу (но все равно один из кошаков оказался круче). Ещё она обзавелась седой челкой и ̶н̶о̶с̶и̶т̶ ̶ф̶и̶о̶л̶е̶т̶о̶в̶ы̶е̶ ̶т̶р̶у̶с̶е̶л̶я̶. Куки растолстела больше всех, а ум остался на том же уровне, а Билли тоже не помолодел – и остался таким же глупым. В общем как всегда, всю жизнь прожили на одном уровне, не меняясь.
Мыши.
Впал в маразм местный ранее светлый ум Боб Поляков – зато за ним присматривает сексапильная рыженькая медсестра в доме престарелых – а тот не узнаёт Грабовского, тут же пытаясь вспомнить “того парня” – то ли Воровский, то ли Терновский… (кстати тоже отсылка – ибо режиссер мульта – Бела Терновски, вот так) Грабовский опять почти один – как и привык (индивидуалист), хотя его гены приключенца передались дальше. Он тоже постарел, стал чуть более респектабельным, ещё более хмурым, хотя и сохранил хорошую физическую форму. Шевелюры убавилось, всегда есть небритость, а силу заменила накопленная мудрость – его молодость, когда он махал кулаками, уже далеко. Держит шпинатную фабрику со своим логотипом и имени себя – как бы намекая нам на свою силу, подобную одному морячку-любителю шпината…
Также, когда коты взбунтовались, то солдаты бежали с его именем на губах и под его флагами – в свете его вклада в победу над кошками, тут его превозносят как героя. Но Ник в президенты не подался – зато Адлингтон взял на себя управление Интермышью – последний обзавелся личным секретарём-англичанином же, который много чего за него делает.
Кстати, после резни один из солдат пытался написать имя Грабовского своей кровью (да, мы дожили до крови в этом мульте, впрочем она нарочитая – и появляется строго во время бунта кошек и всего пару раз), второй его поправляет, что эта фамилия пишется через В – намёк на кубинского солдата, аналогично написавшего перед смертью имя своего лидера – Фиделя Кастро кровью.
Журналист Генри Морган Стэнли – по моему, кто-то читал “Сердца трёх” – он шел, чтобы найти местного Дэвида Ливингстона, чтобы при встрече ввернуть не оригинальное “Доктор Ливингстон, я полагаю?!”
Стэнли хорошо владеет мачете, так хорошо, что любит нечаянно отрубать хвосты всяким обитателям джунглей – а потом извиняется. В целом, занятный перс, одновременно его можно удивить, также как и подобает нагличанину, он нагл и упрям – хамит диким кошакам ̶в̶ ̶л̶и̶ц̶о̶ морду, и в целом, готов уже вариться в их котле, лишь бы доказать свою правоту. ̶С̶о̶в̶с̶е̶м̶ ̶с̶т̶р̶а̶х̶ ̶п̶о̶т̶е̶р̶я̶л̶ – вероятно, он как раз родился, когда кошки были побеждены и успел вырасти непуганым и своевольным.
Ленивый Дик живёт на границе, со своей типично мексиканской сварливой женой летучей-мышью-вампиршей, и их выводком. Скорее всего, это свежий выводок, так как вампирчики совсем маленькие, когда как должны были бы вырасти. Мексиканскими вампирами всё также руководит Максимо-Максипотак (Потбелли), которому Дик приходится свояком (мужем сестры). По факту Ленивый Дик остался агентом Интермыши, но живет как “смотрящий за порядком” в Мексике – но по необходимости, как ранее уже делал, прилетает со своей бандой, вооружившись теперь, аж пулемётом.
Забавен его вид – смесь его обычной формы и семейной одежды: форменные брюки и фуражка, но приправленные майкой-алкашкой, плюс замотанный и унылый вид. Жена больше его по размерам и росту, этакая испано-говорящая и до кучи хлещущая текилу – но заявляющая что любит его – да и Дик её тоже (но видимо, всё же побаивается). Как только выдалась возможность, Ленивый Дик вприпрыжку сбежал геройствовать – а то что-то засиделся. В общем жизненно.
Тут показана его камео-составляющая – только для засветки зрителю: Грабовский уже со всем справился (это “спасибо уже не надо” раз), и когда Дик радостно и с гордостью демонстрирует своих детей в развернутом виде, в виде вороха фотографий, Грабовский довольно экспрессивно говорит: нет, спасибо, не надо (это два).
Торзон Барсук – глаз не видно, за редким исключением, шифруется в джунглях, с ним есть твист, что выглядит это нарочито натянуто. Косит под Тарзана. В целом вроде как очень простой персонаж, но не всё так просто. Уж очень он оказался в нужном месте и в нужное время – как по заказу.
В общем, персонажи из второй части тоже не уступают персам из первой, но со своей спецификой – опять же отсылочки, колорит и разность характеров. Также часть персов из первой части – это те же, но чуток “измененные временем”.
Кошки.
Всё это время находились под контролем бантиков – передатчиков волн, делающих их мирными, а все такие передатчики контролировались одним главным, находящимся у Адлингтона в Интермыши. Занятно, что кроме собственно контроля, трансляторы также имеют и карательно-подгонятельную функцию – в меру гуманную, но каверзную: если кот ленится или тупит, его подгоняют электрическим ударом. Вынужденная мера со стороны боязливых мышей.
Что самое странное, Кошки почти не постарели (только манера их рисовки чуть отличается от оригинальной), когда как все мыши (и крысы) после 20-лет изрядно сдали. Также в саду мелькает со спины вроде бы дочка Шафранека – которая уже должна была повзрослеть во взрослую кошку. Или это другая? В любом случае, попытались сделать отсылку. Мы увидим много старых знакомых, вплоть до капитана подлодки и незадачливых котов-радистов из фургончика.
Молох.
Адский кот, заместитель самого главного Сатаны. Шикарен, пол фильма, если не весь, держится именно на нём – на это и название намекает. К сожалению, мы не увидим его шефа, Катофера. Молох наезжает на шамана Миоку, когда тот, по его мнению, непочтительно отозвался о шефе:
Молох: Я всё же заместитель фюрера (Котофера). Миока: Самого Люцифера?! Молох: Не смей произносить его имя в таком пренебрежительном тоне – для тебя он могучий вождь и всеведающий владыка ада!
Молох крут, обладает деловой жилкой, знает себе цену, адски силен, да к тому же обладает кучей вроде как ново-технологичных штук – взять хотя бы его отсоединяющиеся пальцы-стреляльцы. Из-за одного такого пуляла и подрались шаман с вождем. В целом, их дуэт напоминает детский, а Молох при них вроде дяди-папаши – который идёт заступятся за обиженных.
Фраза Молоха о драке шамана и вождя – за обладание адской пулялкой, это отсылка к конфликту церкви и государства, итальянских разборок семейств – Гвельф и Гибеллин.
Молох харизматичен (порой переплёвывая уже подзабытого Теофила), он сыплет пафосными и просто остроумными фразами. Например:
Миока – а вы никогда не спите? – Я же дьявол, я не сплю – по крайней мере, не с каждым!
Если учесть, что именно Дьявол заинтересован в прогрессе войн, то первым, что он принёс в этот мир, были мобильники и оружие. Молох, например, прояснив ситуацию, достаёт мобилу в виде большой челюсти и звонит “вниз”, в ад – секретарше Рози, себя называя фамильярно Молли.
Мы же помним, что под конец ритуала вызова, когда работа вызвавшего демона закончена, обычно, по правилам хоррора, он утягивает с собой клиента?! Так и тут, Молох ушел в ад с теми, кто его призвал. Ибо нефиг!
Несмотря на всю его крутость, Котоловка, меха-пёс Максипуз воевал с ним на равных, а потом выиграл в покер, несмотря на то что Молох адски мухлевал – как такое возможно, мы не поняли, но торжество добра же. В их бое обыграна “Матрица”, сюмоистские бои и прочее – например, народные сказки: и бились они три дня и три ночи – коты аж заснуть успели за это время, и видать не раз. Коты в целом, побаивались своего могучего союзника, поэтому рады были его спровадить.
Вождь (Фёнер) кошачьего племени в джунглях. Давит авторитетом, но туповат, много важничает и грозится съесть мышь, прежде узнав о её группе крови – и прочем, что войдет в его меню – ибо “культурный” кот. Закос под как бы цивилизованного. Пузан, но явно опаснее Гатто. Носит фуражку и практически больше ничего. Также есть пара медалей, а одну на скрепке приколол к пузу. В целом варвар, да еще списанный с угандского Иди Амина, который любил почести и награды – правда тут у Вождя их всего пара-тройка, но все равно их нацепил.
Миока. Мульт недетский, но шаман получился именно что детским – не считая его увлечением сонным зельем и частые трипо-камлания, но шаману так и положено. Комичный мелкий хромой котишка, капризный и уморительно пузатый. В целом, умнее своего командира, а по его ̶Н̶е̶к̶р̶о̶н̶о̶м̶и̶к̶о̶н̶у̶ сохраненный книге заклинаний и был призван Молох.
Троица их верхушки котовьего командования тоже почти для камео: Теофил показал свою крутость, и не затупившиеся навыки мышеубийцы – стреляя из двух револьверов (хоть сейчас на плакат); Шафранек всё такой же услужливый, порой до полной незаметности, а вот Джованни Гатто стал более пуглив и суетлив.
Другое.
Ник Грабовский, бог из машины – воскресил Кото-ловушку (тут её зовут Максипуз), правда она кое-что может, так что файнел батл между ним и адовым котом будет, но завершится всё иначе. Котоловка заржавела, но после реорганизации и запуска обычной монеткой, преобразилась и покрутела – хотя батарейки всё равно за годы подсели. Чиня её Грабовский, снова начал вызывать подозрение, что его породили в лаборатории, как киборга – пользовался своим хвостом как сварочным штырем.
Этак Грабовский и в одиночку вывел бы со временем всех кошек – но Котоловка просто сделала это быстрее и эффективнее.
Вообще, во второй части много взрослого – то из толпы солдат выпрыгнет в воздух голая блондинка-мышь (до этого были скамейка и костыль), то далее при провожании солдат на поезд, среди возлюбленных есть, наряду с традиционными женщинами-возлюбленными, и парень-возлюбленный – солдата из поезда. Хотя в первый момент я подумал, что все более оптимистично и прогрессивно – типа мышь-солдатка пошла на войну, а возлюбленный остался дома. Но нет, его называют Джонни, так что всё еще более ”прогрессивно“, по европейски, но в какой-то мере иронично.
В штабе мышей, я сначала подумал – это Пинки и Брейн – но нет, это некий мышь, с внешностью и позой Наполеона, и еще один полководец. В целом, мыши очень модернизировали свои военные силы, и видимо готовились воевать друг с другом. Много военной мощи (которая всё же оказалась слабовата против внезапного удара котов), пафоса и дутой крутизны.
Надпись на трибуне – Cin Sity, но не Sin City. Генерал солдатам: они (кошки) свысока на вас смотрели – да и я тоже…
Также есть теленовости CiNN. Это непонятно, но потом всё встает на свои места, когда мы узнаем, что Ci –это как бы у венгров мышиний писк (Пи), так что и названия городов и стран у них идёт через “Пи” – Пафрика, Покио. У кошек, вероятно, города бы назывались бы Муромск или Мяунхен…
Опять нарочитый расизм: африканские мыши-пигмеи обладают соответствующей внешностью – проколотыми носами и ушами, они носаты и темнокожи (коричневый окрас). Впрочем, коричневый же окрас кота-вождя тоже на это намекает. Также солдаты из Пафрики губасты и кудрявы. Забавно как их сплющили и сделали диск, который потом попал прямо к Адлингтону. При просмотре видео Адлингтон возмутился, что у Молоха нет управляющего бантика, когда как Грабовский заметил красные инфернальные глаза, и никого не смутило, что кот гигантского роста.
Кроме того, с самого начала мульта показали кормящую кошку, у которой было по шесть грудей. И кому это надо – детям покажешь разве что с оглядкой, а взрослым такое смотреть будет скучно. Занятно, что мыши остались по человечески неизменными, и в целом другие кошки тоже, но тут решили показать дикость, первобытный атавизм, присущий потерянному племени в глубине джунглей.
Запредельный цинизм: Местные подневольные мыши: – у нас нет зубов – кошки каждый день их выбивают (у грызунов постоянно растут зубы, которые надо стачивать) – зато их чистить не надо!
Дело в том, что попавший в клетку Стэнли, просит аборигенов перегрызть прутья клетки, ибо они бамбуковые. Но у тех нет зубов. Стэнли тоже не может перегрызть прутья клетки – зубы слабые, как он сказал – болезнь цивилизации: победив кошек, мыши перестали зубы тренировать и те ослабли.
И вообще аборигены тут за еду, коты то ухо у них откусят, то ещё чего. Забавно, что наслушавшись свободолюбивого Стэнли, два аборигена добираются до цивилизации – но там уже как раз идёт бунт котов и аборигены со вздохом ползут назад в Пафрику, со словами – опять журналисты наврали! (и тут кошки гоняют мышей…). Забавно и иронично – психология рабов. А разобраться в ситуации, а помочь подавить восстание?
В честь профессора, разработавшего оружие победы, названа улица – Фушимыши. Крысы как раз по этому адресу приехали – чтобы застать там старую пару (они по ходу вечные), которая была в первой части, когда их грабил кот.
Также, традиционно у здания Интермыши есть мойщик стекол – тоже наверно замаскированный агент, каким был поначалу Адлингтон.
Мыши-пограничники из Пафрики – ̶”̶к̶о̶р̶е̶н̶н̶ы̶е̶ ̶г̶а̶в̶а̶й̶ц̶ы̶”̶ из Мали (панафриканский колор), судя по флагу. Отсылка к Дамбо – сдутый Молохом слон, машущий ушами.
Когда Молох разглядывает наступающие танки мышей, то один его глаз превращается в этакое око Саурона. Второй глаз у него красный, демонический. Мантия живет своей жизнью и неотделима с его телом. Хотя это неточно!
Традиция – у вождя племени тоже есть певица (как в первой части), такого же окраса, но более экзотичная. И вообще, весь этот шоу-африканский танец вполне себе ничего – хореография и динамика, хоть чем-то мульт порадовал.
Динамично, но не без цинизма: подпевка из трёх связанных мышей, а вокруг костра мечется “костровой” – мышь, подпаленный тем же костром.
Командир мышей требует имперских штурмовиков – где они?! А один из солдат отвечает – в другом фильме, сэр. Хотя и местные мыши сойдут – у них есть каски, автоматы, броня и “заштыренные” вверх, как антенны, хвосты. Интересно, куда им такая военная мощь – аж танки и авиация, когда кошки приструнены? Порой в переводе их называют имперскими отрядами – перевод порой попадается посредственный и неточный. Можно и в оригинале посмотреть, с субтитрами.
В общем, в плане отсылок мульт очень насыщен – буквально состоит из них, чем и ценен.
Окончательный вердикт.
Закончилось всё мирным договором между Объединенной организацией Грызунов и Поедающих (намек на ООН), но с возможным продолжением конфликта через 100 лет.
Новая пара также повторяет судьбу молодого Грабовского, а сам он уходит в закат, ему снова нечего делать, да и опять он предоставлен самому себе… По моему, весь смысл его жизни был в противостоянии кошкам, а без них ему практически нечего делать. В целом, грустно как-то получилось – даже кошки устали от войны.
В целом Котоловка 2 как радует, так и огорчает. Но смотрится неплохо. Но уже не то. Тянет на фанфик по мотивам: забавно, но вторично, где-то на четверть от оригинала по заряду. Вторая часть смотрится как грустная и циничная пародия, к тому же, котам уделено больше внимания и сочувствия, а мыши изрядно отупели и стали совсем никчемными. Они молятся на героя Грабовского, но сами, при всей технической мощи, сделать ничего не могут – хотя против них играли адские силы… И опять Грабовский спасает положение. Впрочем, Гатто, Теофил и другие коты уже рады бы отвязаться от такого влиятельного и опасного союзника. По сути, вторая часть это повторение первой. Даже финал в деталях тот же – молодая пара, пёс, Грабовский. Разве что за мульт Котоловка 2 Максимуз неплохо развернулся, и показал себя как отдельная личность.
Первая часть была перенасыщена сюжетными линиями, но всё было связано – а вторая как бы разбита на три акта: коты, восстание, разрешение конфликта. Поэтому мульт кажется довольно коротким.
Удивительно, но узнал о второй части случайно, где-то в 2010 году, когда скачивал первую часть. Смотрю – опа, и вторая откуда-то есть. В целом, посмотрел с интересом, но не так впечатлился, конечно, как от первой. Неплохо, пересмотрел вторую раза четыре-пять раз – против 10-15 раз первой. Как придаток первой смотрится, ну, нормально. Главное, чтобы третью не надумали снимать – хватит и первой, на века…