Если вы скажете что я “втираю вам какую-то дичь!” и “что ты, черт возьми, несешь?”, то вы будете абсолютно правы – это фильм такой: Полная хрень – странная, но улётная. Всё как я люблю: необычно и странно – но противоречиво; старались, но результат.. хотя запоминается – и удивляет.
Это был первый из трёх фильмов Тоуба Хупера. Вообще как режиссер, Хупер он всё время пытался снять что-то по-своему – и как минимум, у него есть куча странных фильмов, и не всегда плохих – если его”Полтергейст” был совсем неплох, то “Лунатики” и “Давилка” были крипово-стрёмными, а ещё были “Салемские вампиры” – как мы видим, Хупер то и дело экранизировал Стивена Кинга. Кроме этого отметился такими фильмами как “Кошмары Фредди (Крюгера)” и “Техасская резня бензопилой” (не к ночи будет помянута). А этот фильм приурочили к тому, что в 1986 как раз должна была пролететь искомая комета Галлея. Вот и сняли по мотивам, приплюсовав-притянув за уши одну книжонку.
Первоисточник – “Космические вампиры” Колина Уилсона, дешевая и банальная книжка, сумбурная и тягомотная. Интересна лишь идея космо-вампиров да аналогией хищничества и суггестива (гипноза) жертвы на примере хищной мурены и рыбки. Далее идут поиски, приплетается Черогорье – это местность такая, “славная” как рассадник шарлатанов (например, царица Александра Фёдоровна, до Распутина консультировалась с выходцами именно оттуда). Ну, или Тартарена из Тараскона вспомнить, там тоже есть такой типаж махинаторов-прохиндеев… Короче, старые цыганки и гадалки, колдуны и спириты – всякие сомнительные легенды. Книга почти ни о чем, прочитал её после просмотра фильма, понял откуда взялся этот бред, так что фильм еще выигрывает у книги некоторой разумностью и четкостью повествования. В целом, бульварщина.
Экранизация взяла середину, но начало и конец переделаны по своему. Как по мне, и фильм получился спорным. А местами смешным по нелогичности происходящего, но из-за этого контраста создающий некую дичь, сюр, но всё же немного чем-то цепляющий. Его стоит посмотреть ради того чтобы узнать, что такие фильмы есть – непонятно зачем снятые, полу-притча, полу-“научная” фантастика про вампиров, скорее не классических, а энергетических. Да, так бы было точнее – энергетические вампиры из космоса, да и название нам об этом намекает – Жизненная сила.
Помню, был такой винрарый эпизод в сезоне G-3 старых Трансформеров, назывался Обитатель недр (Dveller in the deep), так вот, там энерго-вампиры были похожи – они высасывали жизненную силу, порождая новых вампиров. Этот эпизод очень удачный и криповый, особенно для механической составляющей мира Трансформеров. Как по мне, именно эта серия как нельзя точно подходит по сходной тематике форсированного энерго-вампиризма. Наряду с “Призыв к примитивным” это мои самые любимые эпизоды, выбивающиеся по необычности и происходящему в серии.
Итак, фильм Тоуба Хупера.Честно говоря, в конце 80-х-ые только слышал об этом фильме от матери, которая с отцом ходила в кино и сумбурно описала, что там творилось в фильме: какая-то женщина из космоса выпила из хирурга жизнь, тот стал пить кровь у других, а потом все улетели в космос – вот краткое её описание. От нечего делать, из любопытства, спустя многие годы стал искать этот фильм по описанию – и довольно быстро нашел. Посмотрел, оценил, покритиковал и остался в целом доволен. Местами занудно, местами бредово, чувствуется особый налет, скрупулезность съемок, звериная английская серьезность творящегося бреда, попытки снять свою английскую научную фантастику. Это было бы достойно уважения, если бы не получилось так спорно и отчасти комично.
Порадовала кукла-мумия (и сейчас выглядящая неплохо) первой жертвы. Добротная аниматроника, крипово. Спецэффекты, молнии там, неплохие для середины 80-х годов. Корабль и космос (декорации) скорее разочаровывают, но начало интригует, середина утомляет, а финал оставляет в недоумении – что же всё это было?
Могу порекомендовать посмотреть тем, кому охота необычного, но большинству можно пройти мимо. В целом фильм так себе – но есть пара-тройка моментов, которые мне понравились, необычная подача, но в целом фильм средний и даже трэшовый. Но книга совсем уж никуда, так что люди, снимая фильм всё же старались, чтобы сюжет немного оживить… Но всё что касается в фильме первоисточника, уныло и еще больше проигрывают в целостности и логичности.
Чем-то немного напоминает Реаниматора 1983, стилем наверное – который, если не знали, также является экранизацией Г.Ф. Лавкрафта “Герберт Уэст – Воскреситель мёртвых“.
Хорошо, я кратко опишу весь этот бред, а вы представьте, каково мне было похохатывать в некоторых местах там, где авторы все подавали совершенно серьезно и еще ждали ужаса и благоговения. Впрочем, это был конец 80-х, так что некая наивность картины прощается.
Итак, мимо земли пролетает банальная комета, на неё направляется шаттл с экипажем – для изучения. Комета вроде бы искусственная, это некий корабль, битком набитой мертвыми вампиро-птеродактилями (вспоминаются сразу же наши “Вампиры Геоны“). И как бы не при делах, в вакууме гроб присутствует хрустальный, в нем Белоснежка – с тёмными волосами, белоснежной кожей, с неким непередаваемым французско-азиатскими чертами лица (актриса Матильда Мэй); вот прямо по лицу и по имени-фамилии все видно, что дружба народов: Азия-Франция; восточные черты, тёмные волосы, хрупкость и бледность француженки. Ну, еще она обнажена и спит, как и положено Белоснежке. Действительно практически неземная красота. Ну и до кучи, пара мужиков в таких же гробиках по соседству – с внешностью Эдварда Каллена, разве что более накачанные. Ноу коммент, (+_+), именно так выглядит эта космическая сказка\фантастика восьмидесятых.
Короче, как вы поняли, первую половину фильма тянет именно сказочная и загадочная своей экзотической красотой тела и лица именно Матильда Мэй. Вторая половина фильма более напоминает недо-зомби-апокалипсис в Лондоне – и уже не так успешен. Вообще фильм словно порублен на три части: до – это научпоп про космо-полёты – весьма неплохо, потом – то детектив, то ужастик, то немного триллер и экшен. Короче, странная солянка.
Космонавты всех их забирают, везут на землю, по пути их кто-то изничтожает, происходит инцидент – остается один космонавт: полковник Томас Карлсен (Карлсен, Карл!). Этот тоже меня позабавило. Далее, при прилете на Землю “Белоснежку” помещают в институт – для исследований, где она сбегает – при этом офигевает охрана, и ничего не может противопоставить голой красотке. Попутно нам дают понять её суть – она выпивает из доктора все соки, а тот в свою очередь становится почти что иссохшей мумией и пытается высосать кого-нибудь другого.
Немного смешила фамилия Карлсена, почти Карлсона – это добавляло еще немного сюра и хохмы. Далее идет поисковый бред, когда искали сущность инопланетной вампирши, которая переходил из тела в тело: этот эпизод взят из книги, далее эпизод с психиатрической клиникой (символично, но сумбурно), где меня дико порадовали неожиданное комбо…
Дело в том, что директор этого заведения – высокий лысый доктор Армстронг, и его играет Патрик Стюарт! Актер этот прочно связавший себя с научной фантастикой (“Звёздный путь” например или “Люди Икс”, или там “Дюна”). Но не это главное. По ходу повествования его вырубают и кидают в инвалидное кресло – его заподозрили во влиянии на него инопланетянки. И тут меня осенило-накрыло: инвалидное кресло на колесиках! Патрик Стюарт! Ну, это же типаж профессора Ксавьера из Людей Х! Какое пророческое совпадение – хотя уже тогда комиксы про Людей Х были, так что они могли уже подумывать “посадить” этого актера на эту роль. Или увидели этот фильм – и их тоже осенило. В любом случае, это первая случайно угаданная фича.
Еще в фильме присутствует Доктор-философ Ханс Фаллада – он колоритен и перекочевал из книги, но в фильме у него скорее камерная роль.
Вторая часть фильма идёт чуть позднее, когда девушка-вампир, наша Белоснежка, является главным героям в виде себя, но сформированного из сгустков крови. Это вторая фича. Немного неточно, но мне это напомнило Графиню Кармиллу из анимэ “Vampire Hunter D” – там тоже она была из крови, или облита кровью – но всё равно, похоже. Или это у меня СПГС разыгрался, или этот фильм немного вангует вещи, которые имели место быть лет через десять-двадцать после него… Вот ещё одна причина, почему я упомянул этот фильм. Это из цикла “нарочно не придумаешь”: бредский бред – но он со временем обретающий воплощение.
Далее, как мы и думаем, начинается небольшой локальный апокалипсис в Лондоне, идет распространение “жизненного вампиризма”, благо со временем и парочка голубоватых на вид вампирчиков сбегает из научного центра, плохо у англичан с охраной короче…
Ещё в перовой четверти фильма ситуацию с беглой иноплане-тянкой пытается разрулить местный особист, тоже полковник, Колин Кейн (спецназ SAS – ибо Британия). Под конец фильма он прибегает к собору – и застает е… обнимающихся Карлсена и Белоснежку – а те, впоследствии, на луче улетают на тот самый корабль, который висит на орбите Земли. Апокалипсис отменен, корабль улетает. Скорее всего, эта новоиспеченная парочка будут ждать своего часа на этом космолёте – и возможно, будет маяться от энерго-голода (ну или закономерно впадут в спячку, как в начале фильма).
А смысл, по мнению режиссера Хоупа, и в особенности книги-первоисточника в том, что если и есть вампиры на Земле – то они из космоса. А люди потом про Дракул насочиняют, а на самом деле вампиры-то сугубо энергетические. Века этак через два, опять этот дрейфующий кораблик прилетит – и вампирчики снова посетят нашу планету – так было и раньше, породив массу легенд о вампирах, но не передающих точную их суть. Посыл, я думаю, такой.
Вердикт.
Бредовый, но местами забавный фильм. Опять-таки противоречивый, неожиданный – и смелый даже для чопорной Англии – кровища и обнаженка – но для США это более традиционно. Даже США в одиночку не сняло бы так странно, нелепо и вычурно (съемки происходили в Лондоне, с содействия Англии). Фильм можно глянуть один раз для ознакомления – но для второго-третьего раза он уже не годится. Середину так вообще тянет промотать. Итак начало, завязка и финал – неплохи, а вот серёдка кина провисает. Трэшем это назвать язык не поворачивается – слишком это дорого, но и обычным фильмом тоже не назовешь.
С актрисой попали в десятку – с некоторый ракурсов (ближе к концу фильма, где она входит в полную силу) видно, она могла бы сыграть и обычную, не энергетическую, вампиршу – подходит по типажу загадочной и опасно красивой незнакомки. Уберите космос и высасывание энергии – и будет сносный фильм, скажем так, например, про одну из невест Дракулы…
Вот как-то так. Упомянул фильм, который нашел спустя долгие 25 лет, после того, как слышал о нём. Как всегда оценил и поставил заметку – странный, в духе своего времени и довольно смелый – и даже по части эротики, что для чопорной и пуританской Англии было вообще бомбой… Короче, крайне необычный фильм: его закономерно и справедливо недооценили критики, но в принципе, он не так уж и зря снят: автор старался, люди вложили деньги, получилось вроде бы эпично, но опять-таки чего-то не хватало. В любом случае необычный и смелый эксперимент получился.
Я вообще удивляюсь, что на такой бред дали довольно много денег – все-таки Англия, не Америка. Кроме того, задействован Лондонский симфонический оркестр – для музыкального наполнения фильма.
По стилю немного напомнило более допотопный фильм, который смотрел в детстве – “Квотермейн и скважина” – декорациями и направленностью ужас-научпоп, но там совсем уж наивный фильмец с жестяной НЛО и тряпичными монстрами-сверчками.
В целом, любопытный фильм в духе своего времени, даже смелый – но как минимум половина фильма слаба, хотя первая часть его интригует. Не дотянули. Идея энерго-вампиров из космоса интересная, актрису подобрали крайне необычную и подходящую, но не смогли нормально и приемлемо снять фильм – из-за куцего и сумбурного первоисточника. Но всю равно в целом зачет – кинул в свою коллекцию фильмов, из разряда необычной фантастики 80-х – хотя бы за пару довольно забавных эпизодов, и в особенности – за шикарную Мэй.