Полёт Драконов (The Flight of Dragons) 1982.

И опять, как у меня водится, мультфильм – мой ровесник. Еще один вариант перевода – Драконья стая.

Старый  мультфильм родом из 80-х: когда великий эталон фэнтези “Властелин колец” уже выходил из моды (лишь затем, чтобы триумфально вернуться в 2000-ых), а фантастика наряду с тем же фэнтези набирала обороты. Этот мультфильм как раз один из поколения затухающего тогда фэнтези. Был еще мрачноватый Диснеевский “Чёрный котёл” – смесь простоты, доброты и мрачного и готичного зла (как раз в стиле “Властелина колец”), злодеев-приспешников и повелителя мертвых. Но тут всё повеселее.

Во-первых, мультфильм снимали по книге 1979 года, внимание – англичанина Питера Дикинсона, и также по роману 1976  американца Гордона Диксона – “Дракон и Джордж” (цикл “Рыцарь-Дракон”). Там так же была ситуация с вселением в тело дракона Горбаша, и там был дракон-злодей – Брайагх. А во вторых, не мне вам говорить, что снявший это легендарный режиссер Артур Ранкин-младший ранее фанател от “ВК” и снял парочку мультов по этой теме: “Хоббит” и “Возвращение Короля“. Также ему принадлежит мультфильм “Последний единорог” – мрачноватый, депрессивный и серьёзный (но изрядно анимэшный по рисовке единорога), получившийся похожим на тот же диснеевско-британский “Чёрный котёл “.

Но этот лишь слегка мрачен, и всё же более оптимистичен – он обладает яркими красками и всеми силами старается в Толкина. Подход не нов, но любопытен и отдает отголосками Арканума – магия и наука. В нашем мире победила наука и технология, но ранее, в прошлом, это был мир, где все держалось на магии – и он больше похож на сказку. Вообще у нас тут как бы представители четырех стихий, четыре брата – с цветовой дифференциацией штанов… то есть мантий:

Первым идет немаловажный для повествования природный (зелёный) маг Корнелиус (Коралинус) (ездовой дракон – ранее Смёргол, а сейчас молодой Горбаш). Это почти друид, маг с силой леса, и с эльфийскими чертами – заостренные уши ( у нас бы его назвали лесовиком).

Гвилдор: мы родственники, или из разных времён?

Мне Каролинус по дизайну немного напомнил персонажа из фильма Властелинов Вселенной – Гвилдора.

И кроме того, чтобы все поучаствовали, также есть представитель своей расы (восток, ближний восток и прочие) – итак, есть восточник-араб Солариус (ездовой дракон Бруней), с силой воды и гор (синий маг); и азиат-китаец в желтой мантии – Ли Тай Дзао, мастер медитации, медицины а также повелитель света и воздуха (ездовой дракон – Чен Дзу).

Но так как добро не может существовать без зла, то последний брат-маг из четвёрки балуется чёрной магией и колдовством, и живет в одинокой высокой башне – Саурон… то есть простите, Чемодан… ой, нет – это Оммадан (ездовой чёрный дракон – Бриак (Бреак)). Чтобы сразу было видно кто тут плохой, у него красная мантия, багряная корона, алых хлыст, и неприятная рожа, немного смахивающая на носорожью… сразу видно коварство и неприятие. Этот колдун, редиска такая, задумал нехорошее, и готов пошатнуть баланс сил в свою пользу, руководствуясь тем, что в мире и так многое сдвинулось.

Вообще сбор волшебников состояла из-за ослабления в тогдашнем мире магии и усиления логики и науки. Коралинус предложил создать заповедник, где жили бы все они – и сохранялась бы магия. Но у Оммадона свой план – он научит людей “прелестям” науки, и тем ускорит их гибель – научит вырубать леса, делать маленькие атомные бомбочки и прочее. А уж там и весь мир можно захватить… Как не странно, это всё обернется против него самого…

В магическом мире возникала угроза и по совету древней силы Античности, из нашего времени, XX века призвали “попаданца” – Человека Науки, Питер Дикенсон типаж на манер Майло Тетча из диснеевсой же “Атлантиды.” У него забавное сочетание – он однорвеменно ученый, но и в драконов как бы верит – хочет узнать, как они летают и дышат огнём и есть ли они вообще. Забегая вперед, он не только их увидит, но и на своей шкуре (в буквальном смысле прочувствует – каково это быть драконом). Итак, в этом мире есть драконы, и довольно много (что роднит его с “Всадниками Перна”), ранее это были нейтральные драконы, но всех их вскоре после конфликта волшебников переманил колдун Оммадан.

Питер был призван не просто так – он является 7 777-ым в поколении, ведущего род от героя тех времён  – что является умноженным во много раз сказочным условием героя – “седьмой сын седьмого сына.”

Попаданец должен разрулить эту проблему и отнять корону Оммадона, да вот беда – при стечении обстоятельств, он оказывается в теле молодого дракона Горбаша. И теперь должен учиться – каково это быть драконом. Это изрядно забавно: неплохой ход показать действия ученого и продемонстрировать нам не скучного хумана, но его же, но в теле дракона.

Сыграем в Подземелья и Драконов?! То есть, в Полёт Драконов?

Еще можно предположить что ГГ мультфильма Питер Дикенсон навеян фильмом “Капитан Крюк” – где Питер Пэн повзрослел и также стал носить очки. Кроме своего пристрастия к драконам, Питер типичный D&D-шник; изобрел свою настольную игру, а до этого пытался написать свою книгу “Полёт Драконов”, которая и дала начало его игре. И конечно же, он случайно придал своим игровым фигуркам вид магов и жителей того мира.

Музыка – преобладает “средневековая”, бардовско-менеcтрельная, ну сказка же. При озвучке придали некоторым голосаv колорит. Например, Смёргол говорит особым ревербирующим голосом.

Рисовка яркая, разве что картинка чуть размытая из за давности лет (вам может попасться именно VHS-версия). Задники нарисованы довольно четко, в большинстве своём персонажи тоже, но порой есть мелкая халтура, небрежность (у Мелисанд глаза часто чуть вразнобой) – но не буду сильно придираться. Драконы, кстати, прорисованы до последней чешуйки.

Стилистика – своеобразная, нарисовано довольно хорошо, а драконы подчиняются своим законам: они массивные пузатые, с крыльями, по сути неспособными поднять в воздух такую тушу –однако наш попаданец с помощью науки выяснит, что местные драконы летают в результате сложной химической реакции, наполняя желудок летучими газами, и дышат огнем при взаимодействии поджигающей железой в зобе. Также надо съесть немного драгоценных камней и заесть известняком – тогда и возможна будет реакция. Драконы даже не задумывались над природой своих огнедыхания и полетов – а по сути, они смесь зажигалки и воздушного шара – всё просто для нашего “человека науки”, который сейчас сидит в теле дракона Горбаша –личность которого до конца фильма отойдет на второй план. А далее закономерно в пути сколачивается классическая партия приключенцев (хотя она довольно занятна и разнообразна). Друзья и знакомые, как дракона, так и Коралинуса, вызываются помочь в забарывании зла.

Сэр рыцарь, в молодости – и зрелый: за это время малыш Горбаш успел вымахать…

Рыцарь, сэр Орэн Невилл Смайт (другие варианты перевода:Орин Невиль Смит-никогда-не-улыбающийся, или Неулыбчивый), некогда был молод и порывист, теперь же это уже седеющий зрелый мужчина, все еще способный на подвиги – со своими верным конем, мечом и копьем, да и латы есть. В целом обычный силовик, с благородством и силой, но всего лишь человек.

Если есть дракон, то должен в повествовании быть и рыцарь!

Далее Волк Арэк\Араг  (посланец Солариуса), больше похожий на помесь собаки и енота. Также благороден, но более недоверчив и осторожен.

От встреченных врагов принесло хоббита-союзника Джаелса – довольно редкий гость, после долгой эксплуатации Толкиеном этих созданий на страницах своих книг. Но и он сыграет свою роль. Довольно забавна его прорисовка. Хотя в мульте они позиционируются как эльфы (как и те что были в начале), но по виду это типичные хоббиты… Впрочем, некоторые английские эльфы действительно малорослы.

Потом, в пару к рыцарю прибавилась, по виду сестра Робин Гуда – рыжеволосая охотница Даниэль (Даниэлла). Тут и слепому будет видно, что нашего рыцаря будет тянуть ее защищать. В целом, стандартно и предсказуемо – но драматично, жизненно  и мило. Приятный женский персонаж.

Учтите, что все же в этом мультфильм подбавили драматизма и мрачности – но как и в “Чёрном котле”, всегда есть светлая сторона победы…

Также есть дочка волшебника, принцесса Мелисанд, ранимая, добродушная – почти стандартная блондинистая принцесса. Оба больше выступает как зритель этих приключений, но это уже интерес для Питера.

Мне кажется, или у мульт-сериала тех же лет “Real Ghostbusters” были те же аниматоры, что и в “Полёте Драконов”? Например, это кадр из серии Play Them Ragtime Boos (Призрак старого трубача). Что интересно, “Полёт Драконов” был по сути мультинациональным: США и Британия (что логично, если смотреть источники вдохновения), а вот анимацию делали японские товарищи… Таким образом еще и Япония была задействована. Люблю таки проекты.

Ну и стандартный злодей – и его дракон, которой почти выполняет ту же функцию как Смертокрыл из Варкрафта – тёмный дракон ужасающей силы, на службе у могучего колдуна. Партию ждёт еще парочка стычек и немного приключений перед финальным боем.

Эх, если бы в этот мир если бы попал Зеллос из анимэ-сериала Slayers – убил бы всех драконов одним щелчком пальцев…

Нечто похожее происходит в конце, когда хоббит берется за волшебную свирель и все драконы падают от её чар. Собственно, это пожалуй самый величественный момент в мультфильме – по нему и назван он. Ну или в начале фильма также был полёт драконов. Далее, в первой четверти мульта Оммадон с помощью Бриака также повёл всех драконов за собой – в Полёт драконов.

Молодой Горбаш – родственник, а точнее племянник, престарелого Смёргола. Мы тогда с дедом смотрели в конце 80-х, так ему как раз старый дракон понравился, еще смеялся как они у гномов драгоценные камни требовали. Эх, ностальгия…

А далее простоит забавное противостояние науки и колдовства. Члены отряда обезврежены и ГГ остаётся один на один с Оммаданом. И он побеждает его тем, в чём он силен – начинает грузить законами физики и науки нашего мира – по его расчетам, колдун не должен существовать и творить все эти противоестественные с точки зрения науки штуки – мне это немного напомнило эпизод, когда “загрузили” и прогнали Доброго Э-эха из мульта Р. Саакянца “Ух ты, говорящая рыба!”. В любом случае, эффект тот же – зло побеждено и изгнано. Многое стало на свои места… И в чём был его “хитрый план”, если его, в конце концов, победили его же оружием?!

Не без потерь, но всё же приключение завершилось – местами драматично, но в целом оптимистично – тот же “Чёрный котёл” нагнетал драмы больше, но разрешился столь же светлыми красками. Питер сделал свое дело, ему пора возвращаться в свой мир, в наше время; а то ещё наворотит дел тут со своей наукой! Немного грустно, после всех этих чисто фэнтезийных приключений возвращается в скучный наш мир, где всё понятно, логично – и нет магии и волшебных существ.

Однако… эпилог наш радует и дарит подарок нашему ГГ, а сделавший дело Коралинус, махнув на прощание рукой, улетает в голубом вертолете… то есть на своем верном драконе Горбаше – к себе домой.

Довольно неплохой мульт из детства, сейчас смотрится несколько затянуто и наивно. Но другой стороны, это сказка – причём причудливо  смешанная с научпопом. Почти по классике, но чуточку обыгрывающая взаимосвязь нашего времени – и магического мира и существ.

Еще пара моментов – обычно идет с классической озвучкой Л. Володарского, что дает +5 к погружению и ностальгии. Другие переводы тоже есть (их как минимум три: Александр Фертман, Юрий Живов и –Доцент–), они либо чуть более правильные по передаче смысла, но не такие душевные – порой глуховатые по звучанию. Вообще желательно смотреть в оригинале с субтитрами. Но решать вам.

Далее, начальная песня, когда летят диаконы, это The Flight of Dragons автора Дона МакЛина, который обычно, как и полагается барду, наигрывал её под аккомпанемент своей гитары. По моему мнению, он занимает ту же нишу, что и наш отечественный Юрий Антонов. Существует много разных версий этой песни, инструменталки например. Шикарная, пожалуй самая фэнтезийная из фэнтезийных песен – и изрядно сказочная. Даже медитативная и задумчивая: реально видишь небо в драконах, по которому они неспешно летят – правда некоторые американцы приписывают это накурке (+_+). В конце мульта играет как раз инструменталка, в исполнении симфонического оркестра.

Разное.

Любопытно, что название мультфильма – The Flight of dragon можно перевести и дословно – флайт драконов, то есть стая (как английское pack), на манер понятия Файф – поначалу, это был полуостров Шотландии (упоминается в классическом Макбете), а потом его частенько стали называть как мера измерения земель, типа земли лорда. Что же насчёт флайта драконов, то я бы перевёл как сонм драконов – ведь драконов, в конце мультфильма (и в начале), в небесах летит прилично – все, что были на той сказочной земле.

Мультфильму свойственен некоторый дуализм, цепочка событий-предопределений и сила баланса. Поясню на примерах. Например существует некая Древность/Античность, высшая сила, которая заметила перекос в сторону логики и науки, а также сильное влияние Оммадона – и чтобы его поправить, из нашего времени пришлось призывать учёного. Далее, так уж получилось, что учёный с драконом Горбашем слились в одно целое – и тому пришлось соображать за двоих, так как сознание учёного вытеснило сознание дракона. В конце концов, пропутешествовав до Оммадона в таком виде, Питер Дикенсон положил конец его бесчинствам; косвенно, сам же Оммадон послав Бреака разобраться с возникшей проблемой, чисто для успокоения на всякий случай – история могла бы пойти по другому, не вмешайся Оммадон.

Кроме того, судьба Горбаша, его появление, также зависело от причуд судьбы – его спас Рыцарь Оррин, который защитил его от Бреака. Много взаимосвязей, которые потом пригодятся, творя судьбу.

Вместе с тем, что Питер современный учёный, он ещё и любитель фэнтези (по сути – большой ребёнок) – этакая усталость от логики этого мира породил в нём жажду к волшебству в этом скучном мире – или в другом, какой он придумал\угадал. Из этого следует и направленность мультфильма: отчасти семейный, но более серьезный чем для просто детей – понравиться и тем, и другим (что и случилось со мной и дедом), а также зацепит тех людей, которые став взрослыми, так и остались большими детьми – всякими DnD-шникам, и любителям придуманных вселенных.

Также на то играет и то, что в мультфильме идёт этакая смесь сказки и элементов тёмного фэнтези – я бы назвал его полутёмным фэнтези (вы ещё не забыли про дуализм?): с одной стороны это яркая сказка, но с другой всё довольно печально – мир уже меняется, есть деятельный злодей, да и уродливые монстры водятся, а по дороге к нему вполне можно погибнуть – вспомните, что стало с командой под конец мульта. Тут, по моему мнению, сценаристы разогнались было в драму, но их окоротили – стойте, стойте, нельзя так мрачно! – и снова поменяли вектор повествования. Тут опять идёт вопрос баланса – герои пожертвовали собой ради благой цели, так почему бы их не отблагодарить?! Вот почему, при всей мрачности мульта, он всё же ощущается оптимистичным.

Ещё на дуализм-баланс влияет и два фактора, и они довольно важны. Во-первых, в силу того же баланса-равновесия волшебники тут обладают разными направленностями магий. Что может Оммадон – магию разрушения, огня, всякие мутанты (Червь) и монстры (Великан). Ему в противовес, Каролинус и другие обладают скорее магией созидания (непрямая магия), по свойствам своим защитной – например, то же воскрешение (Арак, и далее – остальные), призыв союзников и прочего.

Во-вторых, тот же неписаный закон баланса, заставляет как бы разменивать фигуры в этой партии (мы же помним, что Питер видел эту волшебную страну, как свою придуманную настолку, со своими правилами?). То есть, Каролинус призвал Питера, но и Оммадон выдвинул Бреака, далее собралась партия – и против них были Великан и Червь. Даже более того – когда представители добра-зла сходились в драке, то обычно они “разменивались”, и погибали оба – это не очень очевидно, но если подумать, то осознаешь, что это именно так: Великан был повержен Смёрглом, но и тот пал в бою. Рыцарь Оррин также схлестнулся с Бреаком, поразил его, но и сам почти тут же пал, ибо попал под драконье пламя. То есть, я хочу сказать, что этот мир, в силу своего баланса, требует обмена, если добро перевешивает, то и зло получает свой шанс.

То же и с Волшебниками и Оммадоном – последний был наделён могущественной разрушительном магией, но ему противостояли коллеги, которые, каждый по отдельности, сделали вклад в общую победу над ним.

У Оммадона был парадоксальный, но вполне логичный план: поощрять и раздувать в людях из развитие науки\логики до тех пределов, когда они своим оружием не уничтожат большую часть человечества – тогда-то и появиться на сцене Оммадон, покорив остатки человечества с помощью своей магии, стать местным вождём-тираном на пепелище, как например, Несмертный Джо, понимаете?

Рыцарь Оррин – довольно неоднозначный персонаж, в отличие от других. В этом убеждаешься, когда начинаешь присматриваться к нему. Ранее, он был молодым и дерзким, потом он постарел – и его характер, закалившись, приобрёл цинизм и практичность. Кроме всего он считал златовласую Мелисенд своей “дамой сердца” и хотле на ней со временем жениться, хотя был старше её (но это уже в силу привычки, традиции рыцарства – иметь даму сердца, совершая подвиги в её честь), так как она постепенно росла и слышала про его подвиги. То есть, он ещё с её детства был её рыцарем, и следовал этому, пока не встретил Даниэль…

Далее, когда вынырнула Даниэль, переключился на неё – но и она младше его. В общем, бес в ребро, Оррин – человек благородный, но немного циничный и черствый, ворчун и прочее. Но всё же Даниэль – хороший для него шанс, познав гибель, всё таки на старости лет, найти своё счастье – а не всю оставшуюся жизнь ездить на коне и тыкать драконов своим трезубцем – хватит, награалился на всю жизнь!

Всё это делает его неожиданно самым проработанным и объемным персонажем в этой саге.

В честь трудной и утомительной битвы спасенный дракончик и был назван так – GoryBash(ed).

Это слышно в оригинале, и будет бонусом разве что для англоговорящих, но шипящий голос Оммадона дал нам почетный Дарт “Я твой отец!” Вейдер – актёр Джеймс Эрл Джонс, он же Тулса Дум из Конана. В общем вы поняли, как злодей, так его зовут!

Ещё о вопросе о дуализме: двух драконов – Бреака и Смёргола, озвучивал один человек – Джеймс Грегори. Просто зловещей хрипоты подбавил в случае с Бреаком, когда как Смёргола озвучил как старого дядьку.

Дизайн иллюстратора Уайна Андерсона – и это также важно, потому что, по сути, по задумке, драконы представляют собой водородные дирижабли – вот откуда шарообразная форма их тел.

Забавно, что главным героем мультфильма сделали автора собственно Полёта драконов Питера Дикенсона.

Как обычно при создании этого мульта была “дружба народов”, кооперация : США и Британия ̶з̶а̶к̶а̶з̶ы̶в̶а̶л̶и̶ ̶м̶у̶з̶ы̶к̶у̶, а японцы рисовали; вот почему у эльфов такой странный вид – помесь из разных типажей фэнтези: то ли эльфы, то ли пикси, то ли хоббиты, то ли гномы (классические гномы тут есть – и они крошечные и бородатые, к тому же драконы с них требуют дань, в виде мешков с драгоценностями! Кто сказал Й̶е̶м̶е̶н̶с̶к̶и̶е̶ ̶ю̶в̶е̶л̶и̶р̶ы̶?).

Это важно – Оммадон приказывал всех убить, когда как волшебники направили партию с целью всего лишь отобрать у него Алую корону, дающую ему могущество. Опять о вопросе путей добра и зла…

Питер, отвергнув магические законы этого мира (попутно нивелировав этим Оммадона), вынужден был его покинуть. Однако волшебный поцелуй он все же догадался подарить спящей Мелисенд, а значит вера в магию (ну хоть капельку) у него осталась.

Как вхожего в разные слои реальности и эпохи в библиотеке Каролинуса есть множество книг, порой ещё не написанных – и среди них Питер нашел и свою книгу, хотя он её ещё не закончил.

Местный злой маг Оммадон соперничает по зловещестью с Рогатым королём из Чёрного котла.

Драконья смекалка (и хитрость): Когда старый и молодой драконы напились и наелись, то после попойки, проснувшись на развалинах (по крайней мере, на их совести бы подвальчик и бочки с вином), Смёргол советует Горбашу-Питеру: ни в чём не признавайся!

Кроме того, трактирщика ранее заверяли, что драконы всё возместят, обнадежив фразой – где вы видели драконов без золота (Горбаш мог вполне быть без него, в силу молодости)? На это трактирщик уточнил: а золото у них с собой? Я его не вижу…

Итог.
В целом стандартная история “попаданца” из него мира в мир фэнтезийный, но поданная с необычной стороны и исполненная вроде бы по классике, но с парой нюансов – и нарисовано и озвучено с душой. Совет магов, как во “Властелине колец” (Синие маги), мудрец-наставник, а также злой колдун, партия приключенцев – всё то, чего ждали в 80-90-ые от мульта – и он не разочаровывает.
Некоторые моменты весьма мрачны, мультфильм балансирует на стыке тёмного и классического фэнтези. Много штампов, которые тем не менее, неплохо обыграны: злодей и его устрашающий приспешник(и), консилиум добрых магов, рыцарь и драконы, принцесса и мудрый наставник – это и Каролинус, и Смёргол.
Неплохой представитель мультов ранних лет – кто его уже смотрел, то ностальгия обеспечена! А всем прочим, тоже можно ознакомиться. И добро пожаловать в фэнтези-сказку!

Добавить комментарий